Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через лепку"
методическая разработка по аппликации, лепке

Шаронова Татьяна Сергеевна

Формирование всесторонне развитой творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА №2 «ДЮЙМОВОЧКА»

"Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через лепку"

                                                                           Ф.И.О. Шаронова Т.С.

                       ВОСПИТАТЕЛЬ

Заринск 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Значение лепки для развития детей дошкольного возраста        5

Методика обучения детей раннего возраста лепке        6

Заключение        10

Список использованной литературы и источников:        11


Введение

В современных условиях социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческих способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к педагогическому процессу в дошкольной образовательной организации.

Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, но это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей и педагогов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей дошкольного возраста является важным условием их полноценного развития.

Формирование всесторонне развитой творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. 

Изобразительный период начинается у большинства детей после двух лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности стало создание благоприятных педагогических условий, способствующих художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста через лепку.


Значение лепки для развития детей дошкольного возраста

Лепка-это вид изобразительной деятельности, создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста.

Материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, речь, воображение, внимание, мышление детей, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт-чувство пластики, формы и веса, развивают умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.

Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи ребенка. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Занятия лепкой предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы действия с пластичными материалами. После того, как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детям этого возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Поэтому в группе организовываю выставки детских работ. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, знакомим с пластичными материалами, даем возможность ощутить их фактуру, свойства.

Методика обучения детей раннего возраста лепке

Образовательную деятельность лепкой с детьми проводят как индивидуально, так и небольшими группами (4-6 человек). Длительность занятия составляет 10 минут. Образовательную деятельность провожу в интересной игровой форме, которая нравиться детям. Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, проводим специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песен, потешек, а также приход гостей или проблемная ситуация.

Для обучения лепке необходимо приготовить массу для лепки, предварительно подготовив ее. Это может быть глина, пластилин, тесто.

Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 5-6 см. Глину или пластилин дают детям после объяснения задания.

В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.

Сначала знакомим детей со свойствами пластилина (эластичный, мягкий, затем подводим их к пониманию о том, что из пластилина можно слепить всё что угодно (от него можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску, колобок).

Далее обучаем простейшим техническим приёмам: отщипывать, прилеплять, сплющивать (дождик, пирожки и т. д.).

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Вначале дети лепили предметы простейшей цилиндрической формы (столбики, карандаши, палочки). Затем шаровидной формы (колобки, мячи, шары).

Поясняя все необходимые действия с пластилином, предварительно показываем и объясняем, что делаем, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия. Пошаговые пояснения необходимы малышам на каждом занятии.

В процессе работы обращаем внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Поэтому поясняю каждое своё движение («Положу кусок пластилина на ладонь, а потом покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями вперёд и назад – получится столбик»), ещё раз повторяю («Когда раскатываешь пластилин между ладоней вперёд и назад, получается столбик»). Подобные пояснения звучат на каждом занятии.

Подбирая предметы детям раннего возраста для изображения, нужно учитывать их возрастные особенности. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям – на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).

Необходимое условие при обучении лепке малышей – введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Так перед лепкой мяча, предлагала детям поиграть с маленькими мячиками (покатать их между ладонями), чтобы дети лучше поняли округлую форму.

На игровых занятиях по лепке с детьми 2-3 лет ставятся следующие педагогические задачи:

- лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями,

- соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,

- раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку,

- сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник,

- делать пальцами углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол,

- учить соединять две получившиеся формы в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку,

- приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на доску для лепки или подготовленную клеенку.

Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.

Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку - просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.


Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке используются разнообразные приемы обучения, которые стимулируют проявление самостоятельности, развивают детскую фантазию и представления, обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.

В процессе художественной деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества) – он становится творческой личностью. А творчество, как известно, дарит ни с чем несравнимую радость и взрослым, и детям!

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности.


Список использованной литературы и источников:

  1. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников: монография / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика- Синтез, 2013. – 144 с.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова [и др.] ; под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дораб.  –  Москва: Просвещение, 1991. – 255 с.
  3. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т.  А. Романова.  –  Москва: Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.  А.  Лыкова. – Москва: Карапуз-Дидактика: Сфера, 2007. – 143 с.
  5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Б. Халезова. – М.: Творческий центр Сфера, 2005.  –  110 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позв...

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность в ОУ и семье»

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...