Главные вкладки

    «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)
    материал на тему

    Левина Ольга Павловна

       Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?

         Данная проблема приобретает все большее значение в настоящее время, в период введения ФГОС в систему дошкольного образования, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – задачи формирования всесторонне развитой личности.

    Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К. В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.

    Перспектива дальнейшей работы:

    - дальнейшее развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмической деятельности;

    - создание программы по музыкальному воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста, конспектов интегрированных занятий с детьми 5-7 лет;

    - участие в работе творческой лаборатории по данной проблеме.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Опыт работы.49.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    музыкального руководителя

    МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад № 2 комбинированного вида» Левиной Ольги Павловны.

    «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

    в процессе музыкально-ритмической деятельности»

    1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

            Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?

    1. В существующей «Программе воспитания и обучения в детском саду репертуар по развитию музыкально-ритмических движений недостаточен для требований современного времени. К старшему дошкольному возрасту у детей мало музыкальных впечатлений, дети владеют незначительным количеством движений.
    2. Социально - экономические изменения, произошедшие в нашей стране также  оказывают влияние на развитие личности дошкольника. С одной стороны эти изменения оказывают положительное влияние; а именно - родители больше уделяют внимания воспитанию детей – водят их на танцевальные кружки, спортивные секции, музыкальные школы... С другой стороны – экономические трудности создают материальные проблемы в семье:

    а) взрослые пытаются «социально адаптироваться», много работают, поэтому наблюдается недостаточное внимание родителей к общему развитию детей, что ведет к стрессам в семье, вызывает состояние напряженности в детях, замкнутость.

    б) распространению такого явления, как гиподинамия. А ведь движение для ребенка естественно. Движение должно приносить радость.

    Кроме того, сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития индивидуальных способностей детей во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. н. Ананьев и другие).

            Данная проблема приобретает все большее значение в настоящее время, в период введения ФГОС в систему дошкольного образования, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – задачи формирования всесторонне развитой личности.

    Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К. В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.

    По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее удачной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность. Она помогает привить детям устойчивый интерес к танцу, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, импровизации коротких танцев.

    Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывается в педагогической и психологической литературе (Н. А. Александровой, А. И. Бурениной, Е. В. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и других).

    Американская танцовщица Айседора Дункан считала, что предпосылки музыкальных способностей закладываются в пластическом танце, в котором слиты в единстве музыка и движение.

    А. И. Буренина видит в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, музыкальных способностей.

    Н. А. Ветлугина отмечает: «…движение всегда по содержанию и форме должно совпадать с музыкой. Только в этом случае решается очень важная задача музыкального развития: воспитывается интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение к музыке через движения, развиваются музыкальные способности ребенка».

    Данные исследований подтверждают, что проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальна и интересна.

    На основании вышесказанного я поставила перед собой цель: выявить педагогические условия, способствующие развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических движений.

    Я предположила, что развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических движений будет протекать успешно при создании и соблюдении следующих условий:

    1. если педагог в совершенстве владеет музыкально-ритмическим материалом, который предлагает для усвоения детям;
    2. если подобраны задания, образные упражнения, музыкальные игры, танцы, способствующие развитию музыкально-ритмических движений, атрибуты и соответствующий репертуар.

    Исходя из цели и выдвинутого предположения, я поставила перед собой следующие задачи:

    1. Изучить современное состояние проблемы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических движений с целью разработки критериев и уровней музыкальных способностей.
    2. Разработать цикл занятий с использованием музыкальных игр, образных упражнений, танцев с детьми старшего дошкольного возраста.

    Перспектива дальнейшей работы:

    - дальнейшее развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмической деятельности;

    - создание программы по музыкальному воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста, конспектов интегрированных занятий с детьми 5-7 лет;

    - участие в работе творческой лаборатории по данной проблеме.

    2.  Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

    На современном этапе разработки содержания по музыкально-ритмическому воспитанию детей большой вклад внесли А. И. Буренина и Е. И. Горшкова. Что же нового в моем опыте? Какова его новизна?

    Для того чтобы научить ребенка тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ, и, наконец, повысить уровень развития музыкальных способностей, необходимы специальные условия. Опираясь на материал Е. И Горшковой, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, я выявила следующие условия, без которых считаю невозможным повысить уровень музыкальных способностей:

    1. использование интенсивных методов обучения;
    2. обеспечение психологического комфорта в процессе выполнения музыкально-ритмических движений под музыку;
    3. выбор оптимальной системы занятий;
    4. объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

    Говоря об интенсивности методов, имею в виду, активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в ДОУ (на зарядке, занятии, в свободное от занятий время). Но главное здесь – «Не навредить!».

            Для того чтобы детям нравилось входить в образ, правильно запоминать движения перед разучиванием, большую роль имеет художественное слово (загадка, стихотворение), которое я часто использую в своей работе. Кроме того, в процессе ритмических композиций решается одновременно несколько задач.

            Говоря об обеспечении психологического комфорта, чувства защищенности каждого ребенка важно, чтобы ребенок не боялся сделать что-нибудь не так.

            Здесь я стараюсь не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадриваю их, подбираю такой материал, который доступен для исполнения, и, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Сюда следует отнести подбор яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варианты игровых ситуаций, сюрпризные моменты.

            В своей работе использую 2-х уровневую систему работы с музыкально-ритмическим материалом.

    Предполагаю освоение музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества музыкального руководителя и детей без специального разучивания. Материал исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку.

    1. Использую специальный индивидуально-ориентировочный материал (танцы, упражнения, игры) для того, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, выявить его умения и скрыть недостатки.

    Согласованность действий педагогического коллектива, использование в работе с детьми единого репертуара по ритмике в разных формах работы позволяют повысить уровень музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Все музыкально – ритмические движения  выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:

    1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей, и активизируются их творческие проявления.
    2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели.

    Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

    Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

    Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем. О некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

    Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

    В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

    3. Наличие теоретической базы опыта.

    Когда мы пытаемся объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

    Понятие «способности» очень сложно и многогранно. По мнению Б. М. Теплого, способности – это индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

    Большинство исследователей (Л. В. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) считают способности психическими свойствами, функция которых состоит в регуляции и обобщении знаний, умений и навыков.

    С точки зрения В. С. Мухиной, Г. С. Урунтаевой, способности – это индивидуальные психологические особенности человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.

    В качестве основных понятий в теории способностей выступают задатки, способности и одаренность. Наиболее распространенная точка зрения их описания представлена в работах Б. М. Теплого.

    Я соглашусь с тем, что тезис о взаимосвязи способностей и деятельности конкретизирует и развивает фундаментальную общую теоретическую концепцию Л. С. Выгодского об общественно-исторической, социальной природе, и вытекающее из нее положение С. Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Органически связав проблемы способностей и деятельности, этот тезис стал основным в советской психологической теории способностей. Он получил подтверждение в работах Б. Г. Ананьева, В. И. Кириенко, К. Б. Ковалева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других. Из положения о формировании и развитии способностей в деятельности с неизбежностью вытекает признание прижизненного их формирования, на котором базируется теоретический подход, разработанный А. Н. Леонтьевым.

    Разработка теоретических обоснований в исследованиях по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста возможна на основе изучения особенностей и возможностей данного возраста.

    Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению (Л. С. Выгодский, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. С. Мухина, О. П. Радынова, Г. С. Урунтаева и др.)

    Я поддерживаю точку зрения О. А. Радыновой, о том, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать склонности к определенным видам музыкальной деятельности, и на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

    Б. М. Теплов выделил следующие группы основных музыкальных способностей:

    1. способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовое чувство;
    2. способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии;
    3. способность активного (двигательного) переживания музыки – ритмическое чувство.

    Музыкально-ритмическая деятельность – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основной является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокое ее восприятия и понимания.

    Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений, подчеркивал её значение для онтогенеза. А созданная швейцарским музыкантом и педагогом Ж.Далькрозом система музыкально-ритмического восприятия, получившая широкое распространение в начале XX века в Европе, подтвердила высказывание И.М.Сеченова. Метод  Э. Жак-Далькроза, используемый и в настоящее время основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, двигательных навыков, которые обеспечивают  согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

    Соглашусь с отечественной психологией, которая так же утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М.Теплова, восприятие музыки  «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

    В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л.Палавандшвили, А.Н.Зиминой.

    В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались  терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством её усвоения.

    Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.

    Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем, специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

            Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движение под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

            Музыкально-ритмические движения как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имею ввиду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы их физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение зверей, птиц; человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а так же движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.  

     Исследования педагогов и психологов доказывают, что осуществить развитие и формирование музыкальных способностей можно только в процессе обучения под руководством взрослого. И очень важно правильно организовать этот процесс (А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, Е. О. Горшкова, В. С. Мухина, О. П. Радынова, Г. С. и др.).

    4. Ведущая педагогическая идея.

            Ведущей педагогической идеей опыта является идея обучения и воспитания в деятельности, которая принадлежит К.Д. Ушинскому.

            Музыкально-ритмическая деятельность – это активный процесс овладения общими музыкально-ритмическими умениями и навыками. Она способствует формированию личности ребёнка, его познавательной сферы, развитию музыкальных  способностей.

    В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в деятельности. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает характер музыкального произведения со всеми его компонентами. Кроме того, в условиях интересной увлекательной деятельности – ритмики совершается музыкальное развитие ребенка.

    Термин «музыкальное движение» употреблял К. С. Станиславский, указывая на необходимость органической связи движения с музыкой, на ведущую роль музыки в воспитании музыкально-выразительного движения, жеста.

    Я согласна с точкой зрения А. И. Бурениной и считаю, что главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является системное музыкальное развитие дошкольников. В этой системе можно выделить 3 этапа:

    - подражание: «Вовлекающий показ» (выражение С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Особенность такого показа состоит в зеркальном отражении. В процессе подражания у детей легче формируются двигательные навыки и умения». Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

    - развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Педагог время от времени прекращает показ в процессе исполнения и предлагает детям продолжить исполнять движения самостоятельно, что говорит о сформированности двигательных навыков. На этом этапе  работы использую следующие приёмы:

    - показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);

    - показ упражнения словесными жестами, мимикой;

    - словесные указания;

    - «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.

    - творческое самовыражение. На данном этапе предлагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент – проигрыш, припев и так далее.

    Такие небольшие включения готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения. На этом этапе работы использую следующие методические приёмы:

    - слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;

    - подбор стихов, сказок и других произведений;

    - пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога.

    - показываю варианты движений сама, а детям предлагаю выбрать наиболее удачное.

    Для того чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, я использую  зрительные ориентиры: узор ковра, расположение окон, стен. Затем детям предлагаю несложные задания, к которым относится инсценирование песен («Раз ладошка…», «Мама, я влюбился в девочку одну!»).

    Удобным способом развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмических движений является также инсценирование музыкальных сказок. Например, дети нашего детского сада с удовольствием инсценируют сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха», русские  народные сказки: «Колобок», «Теремок».

    Весь процесс работы над двигательными навыками должен быть привлекательным, игровым и творческим. Тогда дети будут развиваться, обучаться, осваивая разнообразные и сложные двигательные композиции. А это в свою очередь будет способствовать развитию музыкальных способностей детей.

    Я считаю, что музыкальная игра – наиболее активная и доступная деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях. Кроме того, она вызывает у детей веселое настроение, влияет на двигательную активность, способствует формированию музыкальных способностей. Эффективность развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру легко объяснить. Неслучайно игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.

    В своей работе я использую, как правило, сюжетные и несюжетные игры. В основе сюжетных игр старших дошкольников лежит самостоятельное выполнение роли, которую они сами выбирают. Действие роли и структура игры продиктованы текстом песни, тематикой произведения, развитием музыкальных образов.  («В лесу», «Весёлый музыкант», «Зайки серые сидят», «Хороводная»).

    Использую в работе с детьми и несюжетные игры: «Займи место», «Плетень», «Угадай-ка», «Собери букет» и др.

    Как правило, эти игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют игровые задания, элементы танца, соревнования, построения.

    С целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста я использую танцы – импровизации на основе разученных движений. К ним относятся:

    Танец «зеркало». В этих танцах я предлагаю нескольким детям показать движения, а остальным повторить их. Но здесь я даю установку: каждый раз выбранные солисты не должны повторять движений. Их задача придумать новое движение.

    Комбинированный танец. Всем детям дается задание: придумать танцевальное движение для первой части музыкального произведения. Движения ко 2-й части придумываю я. Затем вместе с детьми отмечаем наиболее красивые движения, из которых составляются фигуры танца.

    В танцах-импровизациях дошкольникам даю возможность самим действовать самостоятельно, проявляя при этом активность и инициативность.

    В своей работе немаловажную роль отвожу детским пляскам, хороводам, которые включают в себя элементы народных и классических движений.

    Важную роль в работе с детьми уделяю упражнениям, на которых строятся все постановки танцев. Кроме того, они помогают развивать навыки выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, подскоках, тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

    В упражнениях ставлю задачу четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатываются техника движений.

    Таким образом, музыкально-ритмические движения – привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию музыкальных способностей.

    5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников).

            Проделанная работа не могла не отразиться на успехе наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас, повысился интерес к музыке. Кроме того, я достигла цели, которую поставила перед собой. А именно; я выявила и применила на практике те педагогические условия, которые, на мой взгляд, способствуют развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических движений (интенсивные методы обучения, психологический комфорт для детей и педагогов, выбор оптимальной системы занятий, совместная деятельность музыкального руководителя и педагогов ДОУ)

    На основе анализа педагогической, психологической, музыковедческой литературы, я убедилась, что музыкально-ритмические движения – привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию музыкальных способностей.

    Для достижения результата работы провела педагогическую диагностику, которая необходима для:

    - выявления начального уровня развития музыкальных способностей ребенка;

    - проектирования индивидуальной работы;

    - оценки эффективности педагогического воздействия.

    В процессе наблюдения я оценивала проявления детей, сравнивала их между собой, и условно ориентировалась на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

    В сравнительных таблицах развития музыкальных способностей у старших дошкольников высокий уровень развития повысился с 30% до 40%, тем самым низкий уровень снизился с 30% до 20%.

    Мною разработан цикл занятий с использованием музыкальных игр, танцев для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в зимний лес», «Святки-Колядки», «По дорогам страны волшебной Музыка».

    В процессе работы был подобран соответствующий репертуар, подготовлены атрибуты, подобраны задания, игры, танцы, способствующие развитию музыкально-ритмических движений.

    Результаты проведенной мною работы имеют несомненную практическую значимость. Они используются в практике работы педагогов ДОУ с целью повышения уровня музыкальных способностей у детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

    Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием танцуют, инсценируют многие песни, имитируют чей-то образ, делятся своими впечатлениями.

    Поэтому для меня важно, чтобы мои действия были направлены на то, чтобы дать возможность каждому ребенку почувствовать уверенность в собственных силах, побудить его к творчеству через движения под музыку, чтобы он смог проявить себя в любой ситуации. Дети, владея определённым репертуаром, готовы в любой момент к выступлениям, участиям в различных конкурсах. Это подтверждают Благодарность директора МБУ «Центр культуры» Зубово-Полянского муниципального района  А.В.Якунина, Диплом за 1 место во всероссийском конкурсе «Что за прелесть эти сказки», дети старшей группы стали Дипломантами во всероссийском конкурсе «Новый год».

    6. Возможность тиражирования.

            Данный педагогический опыт размещен на страницах сайта детского сада http://dszp2.a2b2.ru/section/2799/, и на сайте социальной сети работников образования http://nsportal.ru/levina-olga-pavlovna.

    7. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.

    «Ритмическая мозаика» (План-конспект занятия в старшей группе)

    Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

    Дети отвечают.

    Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку.

    Валеологическая песня-распевка  "Доброе утро" (сл. и муз. О. Арсеневской)

    1. Доброе утро!                    разводят руки в  стороны и слегка кланяются друг другу

    Улыбнись скорее!               улыбаются      

    И сегодня весь день           "пружинка"
    Будет веселее.                      
    поднимают ручки вверх          

    2. Мы  погладим лобик,      выполняют  движения по тексту
    Нос и щечки.
    Будем мы красивыми,        
    наклоны головы к правому и левому плечу
    Как в саду цветочки!           
    поочередно движения по тексту
    Разотрем ладошки                 
    Сильнее, сильнее!
    А теперь похлопаем
    Смелее, смелее!
    Ушки мы теперь потрем
    И здоровье сбережем.
    Улыбнемся снова,                 
    Будьте все здоровы!             
    разводят руки в стороны

    Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, кто сегодня к нам пришел в гости и сколько их? Ответы детей.

    Чтобы узнать наших гостей отгадайте загадки.

    - У них есть крылья, голова,
    Две лапки, клюв и перья.
    Все появляются с яйца.
    Слышны их песенки с деревьев.
     Птицы.

    - Он любитель грызть морковку, 
    Ест капусту очень ловко, 
    Скачет он то тут, то там, 
    По полям и по лесам 
    Серый, белый и косой, 
    Кто, скажите, он такой? 
    (Заяц) 

    - Быстрее ветра я скачу,
    ''Цок-цок,'' – копытами стучу,
    Я громко ''иго-го'' кричу,
    Садись на спину – прокачу!
    (Лошадка.)

    Дети отгадывают загадки, музыкальный руководитель показывает игрушки.

    Музыкальный руководитель. Наши гости долго ждали.
    И немножечко устали.
    Надо с ними поиграть,
    И движенья показать.
    А что делает птичка?

    Дети. Летает.

    Музыкальный руководитель. А как мы можем показать?

    Дети. Побегать легко, на носочках.

    Музыкальный руководитель. А зайчик?

    Дети. Подскоки.

    Музыкальный руководитель. Лошадка?

    Дети. Прямой галоп.

    Музыкальный руководитель. А у каждого движения своя музыка, и сейчас я буду

    играть, а вы, внимательно слушайте, музыка вам подскажет, какое движение нужно выполнить.

    Звучит музыка для выполнения легкого бега, подскоков, прямого галопа, дети выполняют соответствующие движения, двигаясь по кругу.

    Музыкальный руководитель. Вот как весело плясали 
    И немножечко устали. 
    Сядем, отдохнем, 
    И на стульчики пройдем.

    Музыкальный руководитель. Ребятки, наши гости пришли сегодня не с пустыми руками. У каждого гостя есть свой любимый музыкальный инструмент, а какой, вы поймете, когда узнаете этот инструмент по звуку. (Уходит за ширму, играет на инструментах: Птичка – треугольник, Зайчик – бубен, Лошадка – деревянные ложки.)

    Музыкальный руководитель. Гости наши прощаются с нами, а в подарок оставляют нам музыкальные инструменты.

    Мы грустить не будем, и послушаем музыку, а потом вы поделитесь со мной своим настроением, которое появится после прослушивания музыки.

    Мы тихонечко сидим и готовим ушки, 
    Потому что мы хотим научиться слушать.

    Дети слушают мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени» в разных динамических оттенках. После прослушивания рассказывают.

    Музыкальный руководитель. Что под нее можно делать?

    Дети. Плясать.

    Музыкальный руководитель. Музыка плясовая, веселая, задорная. Ребята, вы, наверное, заметили, что музыка не всегда одинаково звучала. Ответы детей.

    Музыкальный руководитель. Правильно, то тихо, то громко. Сейчас мы возьмем музыкальные инструменты, и будем играть так, как звучит музыка.

    Дети играют на музыкальных инструментах.

    Музыкальный руководитель. Молодцы! А у нас с вами тоже есть музыкальный инструмент – это наш голос? Что мы делаем с помощью голоса? Дети отвечают.

    Музыкальный руководитель. Конечно. Но чтобы красиво петь и не навредить голосу, для начала нужно голосок разогреть. Мы споем музыкальную пальчиковую разминку, будьте внимательны, пойте без крика, слушайте музыку и друг друга.

    Музыкальная пальчиковая игра «Котята» (муз. и сл.Е. Железнова)

    Музыкальный руководитель. Хорошо, разогрели голосок, а узнайте, что за песню я сейчас вам сыграю. (Дети называют знакомую песню по вступлению.)

    Музыкальный руководитель. Правильно. Давайте споем все вместе.

    Песня «Воробей» (муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова)

    Музыкальный руководитель. А сейчас вас, детвора,
    Ждет веселая игра. 
    Раз, два, три, четыре, пять

    Надо в круг скорей нам встать.

    Игра «Веселись детвора» 

    (эстонская народная песня в обработке Т. Попатенко, рус. текст И. Черницкой)

    Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Ручки, ножки разогрели, станцевать нам всем пора.

    Танец «Парная пляска»

    Ребята, скажите, с какими инструментами мы сегодня познакомились?

    Какой инструмент есть у каждого из нас? (голос)

    Как можно помогать лечить больное горло? (выполнять дыхательные и звуковые упражнения).

    Музыкальный руководитель. Отдохнули? Теперь можно оправляться в путь и возвращаться в музыкальный зал. Вот мы и вернулись. Скажите ребята, на каких инструментах  мы сегодня играли? Кто принес нам эти инструменты? Кому было сложно попадать в ритм, а кому легко? Где мы можем использовать ритм и его разное  динамическое изменение? (Прохлопать или простучать ритм песенки,  используя подручные средства, чтобы было веселее петь. Динамическое разнообразие ритма придаст выразительность исполнению).

    Кого мы видели с вами в лесу и зачем пели различные звуки? (различных животных, звуки помогают быть здоровыми).

    На каком транспорте мы сегодня путешествовали? (поезд)

    Многие сегодня вели себя активно,  были внимательными, любознательными и дисциплинированными. Я желаю вам дальнейших успехов в ваших открытиях, а нам пора прощаться.

    Валеологическая попевка «До свидания».

    Выход из зала под музыку «Марш» Д.Кабалевского.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в познавательно – речевой деятельности

    материал предназначен для педагогов и психологов, с целью развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – речевой деятельности. ...

    развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

    СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

    Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....

    Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация предназначена для родителей  детей старшего дошкольного возраста. Формирование музыкальных способностей у детей, необходимо развивать  как можно раньше. Чем раньше дети приобщаю...

    Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику»

    В докладе описана эффективность работы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические  движения и пластику....

    Опыт работы по теме: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Рецензия на опыт работы Светланы Николаевны Жуковой, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 10 КВ»г.Богородицка по теме: «Певческая деятельность как средство развити...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством мнемотехники (опыт работы).

    В данной статье представлен опы работы по мнемотехнике с детьми старшей группы с ТНР. Работая с детьми с ТНР и, сталкиваясь с проблемами в их обучении, я пришла к выводу, что нужно искать вспомог...