Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также в семье. Основным направлением данной программы являются музыкально-дидактические игры направленные на равитие музыкакльных способностей детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Лысково

Программа по развитию музыкальных способностей

у детей старшего дошкольного возраста

«Музыкальная шкатулка»

Разработчик:

Викторова Т.А.

музыкальный руководитель

г. Лысково

2022

Содержание

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель………………………………………………………………………………4

Задачи…………………………………………………………………………….4

Ожидаемые результаты…………………………………………………………5

Деятельность с детьми………………………………………………………….6

Взаимодействие с педагогами………………………………………………….7

Взаимодействие с родителями………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………10

Актуальность

Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей в детском саду.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо помочь ребенку разобраться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально – дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляется различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

Применение музыкально-дидактических игр и пособий заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целому и дифференцированному восприятию музыки.

Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т.е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. Важно привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (Выше- ниже, длиннее – короче) и создавать все условия для развития музыкальных способностей.

В чем же ценность дидактических музыкальных игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение музыкальных дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у ни х чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Цель: стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей у дошкольников с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

- Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в работе с детьми дошкольного возраста;

- Разработать музыкальные дидактические игры для детей в соответствии их возраста с целью развития музыкальных способностей;

-Использовать в деятельности с детьми музыкальные дидактические игры;

- Содействовать созданию интереса у дошкольников к играм через разнообразные приемы;

- Осуществлять взаимодействие с педагогами групп, родителями по развитию музыкального слуха через использование дидактических игр музыкального содержания.

Срок реализации – 1 год.

Участники – дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты:

- Изучена методическая литература по ознакомлению и использованию музыкальных дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей;

- Создана картотека и используются в работе с детьми музыкальные дидактические игры как традиционные (покупные), так и нетрадиционные (самодельные);

- На музыкальном занятии с детьми используются дидактические игры по ознакомлению с музыкальными инструментами, высотой звучания, тембра;

- Дети с желанием используют музыкальные игры в самостоятельной деятельности;

- Педагогам и родителям детей представлены дидактические игры по использованию их в группе и в условиях семьи.

Содержательный раздел

Деятельность с детьми:

(Использование игр на занятии в течении периода деятельности)

Музыкально – дидактические игры

Задачи

Основные методы

Музыкально-сенсорные способности

«Громко – тихо запоём»

«Кот и мыши»

«Принц и принцесса»

Умение различать динамические изменения в музыке

Объяснение и иллюстрация динамических свойств музыки, их графическое изображение

Динамический слух

«Угадай, на чем играю»

«Слушаем внимательно»

«Музыкальные загадки»

Умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов

Использование детских музыкальных инструментов

Тембровый слух

«Кубик оркестр»

«Наше путешествие»

«Эхо»

Формировать представление о ритме – чувство изменения темпа от медленного к умеренному, быстрому наоборот. Различать ритмический рисунок.

Воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, при помощи музыкального кубика, д.м.и.

Ритмический слух

«Музыкальное лото»

«Ступеньки»

Определят на слух направление мелодии, её скачки

Выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне

Звуковысотный слух

«Слушаем музыку»

«Угадай мелодию»

«Сколько нас поёт»

Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх и вниз.

Умение чисто интонировать мелодию.

Тренировать музыкальную память.

Прослушивание музыки, узнавать знакомые мелодии.

Музыкальный слух

Музыкальная память

Взаимодействие с педагогами:

Тема

Форма взаимодействия

Ответственные

Срок

«Музыкально – сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста»

Консультация

Музыкальный руководитель

Сентябрь

«Музыкально – дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс

Музыкальный руководитель

Декабрь

«Кубик – оркестр»

Изготовление пособия для использования детьми в самостоятельной деятельности

Музыкальный руководитель, воспитатели

Февраль

«Вот как мы играем»

Досуг с участием родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Март

«Игры дома и в детском саду»

Фотовыставка

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Май

Взаимодействие с родителями:

Тема

Форма взаимодействия

Ответственные

Срок

«Музыка и дети»

Консультация для родителей

Музыкальный руководитель

Сентябрь

«Развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на родительском собрании

Музыкальный руководитель

Январь

«Вот как мы играем»

Досуг с участием родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Март

«Игры в условиях семьи и детского сада»

Фотовыставка

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, родители

Май

Заключение

Грамотно организованная система по развитию музыкально – сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием музыкально – дидактических игр способствует повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, а педагогу не только грамотно и эффективно развить способности ребенка, но и провести диагностику детских музыкальных способностей.

Основное назначение музыкальных игр в том, чтобы сформировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Литература

  1. Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998;
  2. Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1983;
  3. А.Н. Зимина Музыкально – дидактические игры: М. – 1999;
  4. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: М. Просвещение – 1986;
  5. Н.Г. Кононова Музыкально – дидактические игры для дошкольников: М. Просвещение – 1982;
  6. Н.Б. Крашенинникова, И.А. Макарова Педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкльников средствами музыки: учебно – методическое пособие / Н.Б. Крашенинникова, И.А. Макарова [под ред. Н. Б. Крашенинниковой] ; изд. Второе, доп., испр., перераб. – Нижний Новгород: Издательльство «Белый цвет», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для родителей  детей старшего дошкольного возраста. Формирование музыкальных способностей у детей, необходимо развивать  как можно раньше. Чем раньше дети приобщаю...

Опыт работы по теме: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Рецензия на опыт работы Светланы Николаевны Жуковой, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 10 КВ»г.Богородицка по теме: «Певческая деятельность как средство развити...

"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...