Опыт работы: «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»
материал

Христюкова Нелли Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx18.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»

   Актуальность опыта

Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.   

По мнению Н. А. Ветлугиной наиболее эффективной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность.

Наблюдая за воспитанниками старшей группы, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой  чувства ритма у дошкольников.

Исходя из выше сказанного, определена цель опыта.

Цель опыта: Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.

Задачи опыта:  

1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

2. Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

посредством музыкально-ритмической деятельности.

Описание сути опыта

В процессе реализации поставленных задач столкнулась с проблемой  создания максимально комфортных условий для организации музыкально – ритмической деятельности, использования эффективных методов и приемов в работе с воспитанниками. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ?

На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная российским автором А. И. Бурениной и отражённая в программе «Ритмическая мозаика». Она видит в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности осуществляется не сразу, а требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования методов и приемов работы с детьми.  Поэтому планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап –   ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

С целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста использую разнообразные виды музыкально - ритмических движений:

1. Упражнения (Приложение №2)

  • направленные на совершенствование основных движений – ходьба, бег, подскоки, прыжки;
  • общеразвивающие (с предметами: мячами, лентами, цветами, обручами, флажками, платочками и без них);
  •  подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружения, различные виды шага, бега и т.д);
  • образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок (образ озорного Петушка, упрямого козлика, лёгких снежинок и т.д);

2. Музыкальные игры с движением:

а) сюжетные игры (сюжетные игры из учебного – методического комплекса «Путешествие в мир музыки» Л.С.Ходонович «Король и принцесса», «Чья фигура лучше» и др.).

б) несюжетные - задание связано с общим настроением музыки, её выразительными средствами (различные игровые задания, соревновательные элементы и др.: «Воротики», «Передай мяч», «Змейка» и др.)

в) метро - ритмические и речевые игры (Приложение№3). Широко пользуюсь в своей практике играми с использованием жестов собственного тела, т.к. они позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок, а это способствует развитию чувства ритма, темпа («Шла весёлая собака», «Трактора» и др.)

3. Этюды (Приложение №4) – использую систематически, в них формирую умения детей реагировать на характер музыки и передавать его в движении.  Совершенствую выразительность, наблюдаю за качеством детского исполнения. Своевременные уточнения позволяют ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой, выразительно передать музыкальный образ.

4. Пляски и танцы: а) Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения (народные пляски, характерные танцы, современный танец, хороводы с песнями)

б) Танцы – импровизации на основе разученных движений. В танцах-импровизациях дошкольникам даю возможность самим действовать самостоятельно, проявлять при этом активность и инициативность.

Стараюсь, чтобы весь процесс работы над музыкально – ритмическими движениями был привлекательным, игровым и творческим. Тогда дети будут развиваться, осваивая разнообразные и сложные двигательные композиции. А это в свою очередь будет способствовать развитию музыкальных способностей детей.

Результативность и эффективность опыта:

Проведённая мной работа по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности дала положительный результат. Дети старшей группы стали лучше чувствовать музыку, её характер, ритм, темп, динамику. Сформированы умения ребят согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки. Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. У большинства воспитанников старшей группы развиты чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальная память,

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействия на ребенка, использование различных методов и приёмов в музыкально – ритмической деятельности способствуют развитию музыкальных способностей старших дошкольников.

Планирую продолжить работу по данному направлению. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю, будет целесообразным взаимодействовать с родителями воспитанников по данной проблеме, привлечь их к совместным мероприятиям (танцевальной викторине «Танцуем вместе», участие на утренниках в музыкально-ритмических композициях).