Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
материал

Бархоленко Юлия Николаевна

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. 

Гармоническое формирование личности ребенка невозможно без раскрытия  и развития его творческих способностей. Театр – доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности. Театрализованная деятельность – один из самых, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов и звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА»

 ОПЫТ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовил: воспитатель

Бархоленко Ю. Н.

МБДОУ «Детский сад № 2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

г. Макаров, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………3

I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

Актуальность……………………………………………………………………………………..3

Цель и задачи…………………………………………………………………………………….4

II. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА……………………………………………5

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………...6

ВЫВОД…………………………………………………………………………………………...8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...9

АННОТАЦИЯ

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Гармоническое формирование личности ребенка невозможно без раскрытия  и развития его творческих способностей. Театр – доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности. Театрализованная деятельность – один из самых, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов и звуков.

I.ВВЕДЕНИЕ

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Актуальность. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов развития творческой активности малышей является театрализованная деятельность в детском саду.

Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую, взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.

Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В нашей  группе, театрализованной деятельности я  уделяю  большое внимание. Она вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникабельность, раскрывает его творческие возможности. Все это способствует гармонизации отношений ребенка с окружающим миром. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно – эстетического развития и воспитания детей, средством приобщения ребенка к духовным ценностям.

Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Поэтому я в своей работе по театрализованной деятельности ставлю перед собой такую Цель: 

Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего дошкольного  возраста  посредством  театрализованной  деятельности.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  1. Приобщать детей к театральной культуре.
  2. Обучать элементам актерского мастерства.
  3. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

II. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

 Детское  творчество – одна  из  актуальных  проблем  дошкольной  педагогики  и  детской  психологии.  Ее  исследовали  -   Лев  Семенович Выготский, Алексей  Николаевич Леонтьев, Борис  Михайлович  Теплов  и  др.  «Творческая деятельность ребенка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта». Также интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссер К.С. Станиславский советовал своим актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда. Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания». 

Творческие способности детей хорошо проявляются в театрализованной деятельности. Как говорил психолог Теплов Борис Михайлович: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….» Театр  это удивительный  мир. Даже  совсем  маленький  ребенок, который  едва  научился  осмыслять   окружающую  его  жизнь, охотно демонстрирует, как  скачет  белочка  или  зайчик, как  передвигается  медведь.  Театр – это  сказка  и  это  реальность  где  каждый  ребенок может  проявить  свое  творчество.

Театрализованная деятельность является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Она развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формирует его личностную культуру.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность начала с создания предметно-развивающей среды. Для детей я оформила театральный уголок. В котором разместила уголок ряженья, с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также изготовила театр на фланелеграфе: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок».  Есть  театр би-ба-бо с разными персонажами.  Настольный театр «Теремок». Изготовила вместе с родителями  театр на ложках «Курочка ряба» «Репка», «Колобок».   Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены аудио сказки. Оформила картотеки «Пальчиковые игры», «Картотека театрализованных игр для детей младшего возраста» и т.д.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста предпочтение отдается театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду.  Малыши охотно изображают животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. 

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (мимика, пантомима интонация), производит собственные действия исполнения роли. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Каждый день я читаю произведения разных жанров, стараясь голосом, мимикой, жестами передать характер героев.

Вместе с ребятами мы обыгрываем потешки («Кошкин дом», «Мишка косолапый» и другие), произведения А. Барто («Бычок», «Мячик»). Имитируем движения различных животных (лягушка, зайчик, кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизируем сказки – «Теремок», «Репка», «Колобок». Малыши уже передают образы героев и очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагаю им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А еще ребята, самостоятельно используют театр на фланелеграфе, разговаривают от имени героев сказок, действуют с картинками - героями. В свободной деятельности играем с детьми в пальчиковые игры

На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой прием, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить знания и умения.

В течение года я составила проект: «В гостях у сказки». Где прослеживалась работа по играм - драматизациям, показала итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». (В итоге  показали сказку нашим родителям группы).

Игра-драматизация – форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

  Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывают разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитируют движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» имитируют движения животных и птиц.  Также ведется работа с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Вместе с детьми мы ходим по полу, как по луже, по горячему, идем, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизываемся, как лисички подслушиваем, о чем в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. В зависимости от времени года дети  имитируют, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Алгоритм  подготовки  детей  к  театрализованной  деятельности.

  • Выразительное чтение произведения. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога.
  • Беседа о прочитанном, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.  
  • Просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению.
  • Учить детей передавать настроение и характер героев мимикой и движениями.
  • Проговаривание  отдельных фрагментов. Фрагменты из произведений используются, как упражнение.
  • Затем все произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить  детей на «артистов» и «зрителей» (на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие)

Успешную  работу  с  детьми  по  развитию  творческой  личности  посредством  театрализованной  деятельности  невозможно  выстроить  без  партнерских  отношений  с  родителями.      Для  привлечения  внимания  со  стороны  родителей  к  театрализованной  деятельности  в  группе  подготовила  и  провела  родительское  собрание «Играем в театр»,  различные  консультации: «Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей»; «Изготовление  театральной  игрушки  в  домашних  условиях»; «Значение театра в жизни ребенка» и т.д.

Родители  оказывают  помощь  в  изготовлении  персонажей  для  театрального  уголка  (например,  с  помощью  родителей  создан  театр ложек).                            

ВЫВОД

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.                           

Анализируя  свою  работу,   могу с уверенностью сказать, что  участие детей в театрализации позволяет им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно влияет  на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи и просто общение друг с другом. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!

Дальнейшую  перспективу  вижу  в  создании  программы  по  развитию  творческих  способностей  детей  посредством  театрализованной  деятельности и  пополнении  кукольного  арсенала  театрального  уголка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.

2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.

3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду:     Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...