Главные вкладки

    Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
    статья (старшая группа) по теме

    Севостьянова Татьяна Владимировна

    Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №246

     Приморского района Санкт-Петербурга

     (структурное подразделение - Отделение дошкольного образования детей)

    Автор: Севостьянова Татьяна Владимировна
    Должность: воспитатель

    Статья «Моё перспективное направление работы в дошкольном образовании»

        В настоящее время в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательные программы направлены на всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. По мнению современных ученных, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое развитие. Здесь можно сказать, что именно разные направления искусства способствуют формированию личности. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогам вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать

         Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Волшебный мир театра, помогает детям познать и объяснить окружающий мир, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка. Именно поэтому театрализованную деятельность любят дети, а я использую ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребенка.

        Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. Игра, игровая деятельность – одна из форм активности человека. Детская игра заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях. Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Одной из форм педагогического процесса является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы. Только в активной деятельности осуществляется всестороннее развитие ребенка.

        Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умение находить свое собственное решение, отстаивать свою точку зрения, импровизировать. Театр позволяет раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.

        Для успешного формирования творческих способностей в театрализованной деятельности, ставлю перед собой следующие задачи:
    создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
    создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
    приобщать детей к театральной культуре;
    работать над созданием предметно-развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой активности детей, участвующих в художественно-творческой деятельности, а также формирование у воспитанников познавательных интересов;
    развивать художественно-эстетическое восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, речь в театрализованной деятельности;
    обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в образовательном процессе.

    Поставленные задачи решаю по направлениям:
    Развивающая предметно-пространственная среда
    Работа с детьми
    Взаимодействие с родителями

         При планировании совместной деятельности с детьми, стараюсь, органично включить какую-либо форму   театрализованной деятельности. Конечно, не следует забывать о среде, ведь именно она является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

         В своей группе:
    оборудовала зону для театрализованных игр, где собрала дидактический материал: альбомы «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра», «Театры города Санкт-Петербурга»;
    разработала картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами»,
    оформила картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционной гимнастики, творческих игр со словами;
    создала красочные альбомы с иллюстрациями и картинками к литературным произведениям;
    оформила различные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол, театр на фланелеграфе.

        Кроме театрализованной зоны в группе, в саду оборудована «Комната сказок», которую с большим удовольствием посещают дети, где я вместе с детьми разыгрываю полюбившейся сюжет сказки, придумываем разные истории с полюбившимися героями и обыгрываем их, сочиняем сказки по картинкам, играем в подвижные игры. Все это дает возможность детям окунуться в мир фантазии и воображения, способствует развитию творческих способностей. Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности провожу в тесном контакте с музыкальным руководителем: подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев, делимся своим опытом с коллегами.

          Для успешной реализации, выбранного мною направления, является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В своей работе с детьми я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. В течение дня я имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, таких как:
    наблюдение за природой, с использованием ростовых кукол;
    подвижная игра;
    игра-путешествие;
    викторина;
    сюжетно-ролевая игра;
    дидактическая игра;
    игра-драматизация;
    спортивная игра;
    беседа;
    чтение художественной литературы, пересказы
    составление рассказов;
    упражнения, этюды, театрализованные игры;
    театрализованные представления;
    игры-драматизации;
    инсценировка;
    диалоги и монологи;
    творческие игры;
    театральная гостиная;
    показы разных видов театра (пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол, театр на фланелеграфе).

        В работе с детьми я использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. В процессе обучения детей опираюсь на наглядность, а специально организованная среда способствует расширению и углублению представлений детей. Я строюсь, построить занятия с детьми таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, что позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной, чтобы у детей оставались яркие впечатления.

        С детьми старшего возраста организуем спектакли для детей младших групп. Как в настоящем театре, есть актеры и зрители. Безусловно, что в организации такого мероприятия привлекаются родители, они являются активными помощниками и союзниками. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, помогают учить роль. Совместно с детьми организую творческие вечера для родителей с инсценировкой литературного произведения. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают литературные произведения, заучивают стихи, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное это способствует взаимопониманию всех членов семьи, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

        Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Я считаю, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в нее разнообразие и радость. Различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активной личности.

           Дальнейшие перспективы на будущее  своей педагогической профессиональной работы:
    включение в совместную деятельность с детьми новых видов театра (театр марионеток);
    привлечение родителей к совместному творчеству в разных видах театров;
    выступление детей в других детских садах (показ спектаклей).

       В своем направлении по развитию творческих способностей, предлагаю перспективный план по организации и проведению театрализованной деятельности на учебный год в старшей группе (приложение №1).

    PAGE  

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»

    ЦЕЛЬ:  повышение   уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)...

    Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"

    Техника "Миллефиори"  как способ  развития творческих способностей старших дошкольников....

    Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

    Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

    План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

    План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

    Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

    План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....