Главные вкладки

    Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
    проект по аппликации, лепке (старшая группа)

    Могилевская Марина Александровна

    Перспективный план по самообразованию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx37.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования 

    В старшей группе №2 «Цветочек»

    Воспитатель: Могилевская Марина Александровна

    Тема:  «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»

    Цель: Развить мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.

    Задачи:

    - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

    - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    - Учить работать на заданном пространстве.

    - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

     -  Сплотить детский коллектив.

    Актуальность выбранной темы

    Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

    Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

     

    План работы на год

    Сроки

    Работа с детьми

    Практические выходы

    Взаимодействие  с родителями

    Практические выходы

    Сентябрь - май

    Методическая работа

    1.  Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
    2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
    3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
    4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
    5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.– М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
    6. Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
    7. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
    8. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г.
    9. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
    10. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
    11. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

     

    Сентябрь

    Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг). 

    «В лес за грибами»

     Цель: Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.

     «Овощи на тарелке».

     Цель: Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина.  Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

     «Астры»

     Цель: Учить детей передавать  характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

    Беседа «Путешествие в Пластилинию».

    - Историческая справка о пластилине.

    - Виды пластилина, его свойства и применение.  

    - Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. –

    - Разнообразие техник работ с пластилином.

    ( придавливание, разглаживание, примазывание)

    Консультации и сообщения для родительского уголка.

    Привлечение родителей к оснащению группы бросовым материалом для творчества. 

    Беседы с родителями о важности данной проблемы.

    Октябрь

    "Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке"

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).

    "Божья коровка, улети на небо"

    Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

    Оснащение группы дидактическим материалом, видеофильмами.

    Оформление папки «Пластилиновые чудеса».

    Просмотр видеофильма о нетрадиционных способах лепки.

     

    Консультация на тему «Из чего можно лепить?» 

    Буклет для родителей «Пластилинография для ребят»

    Ноябрь

    "Осень золотая"

    Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук.

    "Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем"

    Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук.

    «Дымковская игрушка - лошадка» 

    Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность.

    «Дымковская игрушка - лошадка»

    Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

    Чтение художественной литературы по теме плана.

    Работа с дидактическими пособиями, просмотр видеоматериалов.

    Оформить статью в родительский уголок

    « Важные секреты по работе с пластилином»

    Презентация фотогазеты «Маленькие творцы»

    Декабрь

    "Белая снежинка мне на ладошку села"

    Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

    "Снеговик"

    Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.

    "Новогодние шары так прекрасны и важны"

    Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

    "Елка новогодняя огоньками светится"

    Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.

    Создание коллективного панно

    «Елочка-красавица».

    Изготовление памяток о свойствах и способах работы с пластилином.

    Оформление памятки для родителей

    «Рассматриваем и оцениваем детские работы».

    День открытых дверей. Проведение мастер-класса для родителей по нетрадиционной технике лепки.

    Январь

    «Пингвины на льдине»

     Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

    "Зимняя картина"

    Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

    "Вот что я умею" (самостоятельная 
    деятельность детей)

    Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

    Организация выставки детских работ «Мы творим из пластилина».

    Изготовление «пластилинового» алфавита

    Рекомендации для родителей на тему « Как выбрать пластилин, его разновидность»

    Выставка детских работ.

    Февраль

    "Галстук для папы"

    Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

    "Сердечки" (самостоятельная работа детей)

    Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.

    «Ваза с цветами»

    Учить детей рисовать вазу  с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

    «Павлин»

     Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. 

    «За окошком снегири» коллективная работа.

    Творческое «задание на дом» – совместное изготовление лепной картины из пластилиновых шариков.

    Консультация

    « Занятия с пластилином в домашних условиях»

    Март

    «Подснежники для мамы»

    Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

    "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

    Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.

    «Красивый коврик»

    Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.

    Изучение методической литературы

    «Весна идет…» Панно весенних цветов для мам.

    Выставка совместного творчества детей и родителей.

    Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»

    Апрель

    "Волшебное яичко"

    Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.

    "Весна идет, весне дорогу"

    Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

    "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"

    Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

    Разработка диагностических материалов для старших дошкольников на выявление умений работы с пластилином.

    Галерея лучших детских работ.

    Итоговое анкетирование «Что вам дал этот проект?»

    Май

    «Открытка к Дню обеды»

    Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В.

    "Земляника"

    Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

     

    Анализ своей работы

    Итоговая диагностика на умение работы с пластилином.

    Консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей»

    Проведение тематического родительского собрания с презентацией видеофильма открытого занятия.

    Самореализация

    Май

    Показ открытого мероприятия.

    Беседа на тему «Что мы знаем о пластилине».

    Май

    Отчёт по теме самообразования.

    Выступление на итоговом  педсовете.

    Перспективы на следующий год:

    1.Продолжить работу по теме:  «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»;

    2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

    3. Изучить новинки методической литературы по пластинографии;

    4. В работе с родителями включить беседы посиделки, организации совместных праздников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

    План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

    План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

    План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

    Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

    -Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

    Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

    Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

    План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

    План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

    Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

    Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...