Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Федорова Оксана Андреевна

Содержание проекта

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

  • ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игровой среды
  • организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: культура и техника речи, ритмопластика, основы театральной культуры, речевые игры и упражнения
  • широкое использование специальной учебной и детской литературы
  • совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей
  • регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания в группе
  • оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, праздники, утренники, открытые занятия
  • взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно-практического материала)
  • работа театральной студии «Сказка»
  • диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия
  • создание театрально-игровой зоны
  • подготовка и заинтересованность родителей; подбор игр и упражнений с учетом возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativno-rechevyh_sposobnostey.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Цель: развитие коммуникативно-речевых умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Участники проекта: дети (3-4 года), воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 год

Тип проекта: групповой, творческий, коммуникативно-познавательный

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Создать условия для формирования у детей умениявзаимодействовать друг с другом, сопереживать, проявлять внимание в отношениях друг с другом
  2. Создать условия для формирования и совершенствования коммуникативно-речевых навыков у детей
  3. Создать условия для формирования простейших образно-выразительных умений и средств
  4. Создать условия для формирования умения у детей свободно вступать в общения, изъявлять просьбы, просить помощь и оказывать её
  5. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения
  1. Развивающие:
  1. Развитие диалогической речи в процессе драматизации, театрально-игровой деятельности
  2. Расширение и активизация словарного запаса детей
  3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
  4. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни детского сада
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
  2. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, интереса к общему замыслу и согласованию действий
  3. Воспитывать уважительное отношение к себе, к ровесникам, ко взрослым

Содержание проекта

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

  • ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игровой среды
  • организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: культура и техника речи, ритмопластика, основы театральной культуры, речевые игры и упражнения
  • широкое использование специальной учебной и детской литературы
  • совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей
  • регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания в группе
  • оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, праздники, утренники, открытые занятия
  • взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно-практического материала)
  • работа театральной студии «Сказка»
  • диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия
  • создание театрально-игровой зоны
  • подготовка и заинтересованность родителей; подбор игр и упражнений с учетом возраста

Предполагаемые итоги реализации проекта:

В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты:

  1. позитивное взаимодействие детей в коллективе
  2. правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка
  3. раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности
  4. речевое раскрепощение ребенка
  5. устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
  6. владение простейшими образно-выразительными умениями: имитация характерных движений сказочных героев, мимикой
  7. расширение и активизирование словаря детей
  8. развитие выразительной и диалогической речи детей в процессе театрально-игровой деятельности
  9. расширение кругозора

Работа с родителями:

Цель:- активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача - заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование
  • индивидуальные беседы
  • консультация для родителей «Приобщение детей к театрализованной деятельности»
  • посещение театра
  • выставки и фотовыставки
  • совместная деятельность
  • день открытых дверей, дружеские встречи
  • помощь в изготовлении костюмов и декораций

План реализации проекта

Задачи

Сроки

1. Подготовительный этап

  1. Определение целей и задач проекта
  2. Изучение и подбор методической литературы (М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)
  1. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта
  2. Прогнозирование результата
  3. Создать развивающую среду:
  • подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности
  • дидактические игры
  • иллюстрированный материал
  • художественную литературу по данной теме
  1. Составить перспективный план мероприятий
  2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе
  3. Создание санитарно-гигиенических условий
  4. Обеспечение физического, психического и эмоционального благополучия детей

сентябрь-октябрь

в течение всего проекта

2. Основной (практический) этап

  1. чтение художественной литературы
  2. организация дидактических и сюжетно-ролевых игр
  3. театрализованная деятельность

сентябрь

октябрь-май

Проект реализуется через игровые занятия в театральной студии «Сказка»

3. Заключительный этап

  1. обобщение результатов работы
  2. анализ деятельности
  3. презентация проекта для родителей
  4. проведение театрализованного праздника с участием детей и родителей

май


Реализация проекта

Перспективный план кружка «Сказка»

Сроки

Тема

Содержание

Сентябрь

«Давайте познакомимся»

1. Первое посещение детьми театрального зала

2. Игра «Давайте познакомимся»

«Мы не просто ребятки, а ребятки - цыплятки»

1. Пересказ сказки с использованием перчаточного театра

2. Подвижная игра «Курочка и цыплята» (по песне «Цыплята» муз. А.Филиппенко)

«Курочка и цыплята»

1. Подвижная игра «Курочка и цыплята»

2. Разыгрывание сказки «Курочка Ряба»

Октябрь

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить как покушать попросить»

1. Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра

2.Беседа по содержанию сказки

3. Подвижная игра «Котята»

«Каждому хочется котеночку помочь»

1. Рассказывание сказки «Почему плакал котенок» вместе с детьми

2. Упражнение «Изобрази героя»

3. Веселый танец

«Волшебная шкатулка»

1. Отгадывание загадок по сказке «Почему плакал котенок»

2. Пересказ сказки «Почему плакал котенок»

«Котеночек наелся молока, стал довольным и веселым он тогда»

1. Подвижная игра «Гуси»

2. Драматизация сказки «Почему плакал котенок»

Ноябрь

«Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень»

1. Загадка

2. Имитационные упражнения

3. Знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок»

4. Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

«Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет»

1. Рассказывание сказки К.Чуковского «Цыпленок» вместе с детьми

2. Беседа по содержанию

3. Имитационные упражнения

«Волшебный сундучок»

1. Отгадывание загадок по сказке

2. Ряжение

3.Имитационные упражнения «Изобрази героя»

«Мешок с сюрпризом»

1. Сюрпризный момент (мешочек)

2. Драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок».

Декабрь

«Выросла репка большая-пребольшая»

1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка»

2. Слушание сказки «Репка» в аудиозаписи

3. Имитационные упражнения

«Тянут-потянут-вытянуть не могут»

1. Пересказ сказки «Репка» с использованием перчаточного театра

2. Имитационные упражнения

«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали»

1. Отгадывание загадки по сказке «Репка»

2. Ряжение

3. Имитационные упражнения «Изобрази героя»

«Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой»

1. Игра «Изобрази героев»

2. Драматизация сказки «Репка»

Январь

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

1. Знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки»

2. Беседа по содержанию

3. Подвижная игра «Грустный котик»

«Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!

1. Отгадывание загадок по сказке

2. Мимические этюды

3. Драматизация сказки С. Маршака «Перчатки»

Февраль

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

1. Игра «Назови друга ласково»

2. Рассказывание сказки «Как собака друга искала»

3. Беседа по содержанию сказки

«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

1. Отгадывание загадки

2. Рассказывание сказки «Как собака друга искала» вместе детьми.

3. Подвижная игра «Песик Барбосик»

«Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться»

1. Рассказывание сказки «Как собака друга искала» вместе детьми.

2. Пантомимические упражнения

«Как собака друга искала»

1. Отгадывание загадок

2. Драматизация сказки «Как собака друга искала»

Март

«Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!»

1. Сюрпризный момент (стихотворение)

2. Рассказывание сказки «Почему кот моется после еды»

3. Имитация движений и голосов героев сказки

«Воробей и кот»

1. Подвижная игра «Воробьи и кот»

2. Рассказывание сказки «Почему кот моется после еды» вместе с детьми

«Хитрый воробышек обманул кота»

1.Отгадывание музыкальных загадок

2. Ряжение в костюмы

3. Рассказывание сказки с имитацией действий персонажей

«Почему кот моется после еды»

1. Подвижная игра «Воробышки и кот»

2. Драматизация сказки «Почему кот моется после еды»

Апрель

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

1. Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Подвижная игра «Лиса и зайцы»

«Каждый хочет заиньке помочь»

1. Беседа по сказке «Лиса, заяц и петух»

2.Имитационные упражнения

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!

1. Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух» вместе детьми

2. Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов

«Лиса, заяц и петух»

1. Загадка

2. Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух»

Май

«Стоит в поле теремок, теремок»

1. Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра

2. Беседа по содержанию сказки

3. Упражнения на интонационную выразительность

«В тесноте, да не в обиде»

1. Отгадывание загадок.

2. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю»

3. Веселый танец

«Дайте только срок, построим теремок!»

1. Отгадывание загадки о сказке

2.Имитационные упражнения под музыку

3. Веселый танец.

Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок»

1. Отгадывание сказки по костюмам

2. Драматизация сказки «Теремок»

Результаты реализации проекта в группе:

  1. У большинства детей группы сформированы коммуникативно-речевые навыки
  2. Дети освоили простейшие образно-выразительные средства общения
  3. Дети научились самостоятельно выбирать друзей, игрушки, виды деятельности
  4. Дети стали более положительно относиться к окружающим людям, стремиться к совместной деятельности, знать способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций
  5. Словарный запас детей расширился. Сформированы навыки диалогической речи в соответствии с возрастом детей
  6. В результате совместных действий педагогов и родителей коллектив детей стал более сплоченным
  7. У многих детей скорректированы эмоционально-личностные особенности: страх, негативизм, моторная неловкость, зажатость, тревожность

Целью всей данной работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим людям, свободно и позитивно общаться. Это поможет им стать успешными в современном обществе.

Рекомендации:

  1. продолжать пополнять и активизировать словарный запас детей
  2. совершенствовать коммуникативно-речевые навыки
  3. приобретать новый опыт общения через театрализованную деятельность
  4. активно привлекать к участию в педагогической деятельности родителей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...

Методическая разработка по теме "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...