Главные вкладки

    Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
    опыты и эксперименты по математике (старшая группа) на тему

    Ватутина Наталия Борисовна

    Краткое описание работы:

    ·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

    ·        Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

    ü ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

    ü развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

    ü усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

    ü развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

    ü развития творческих способностей.

    ü Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: заинтересованность всего педагогического коллектива, длительная целенаправленная работа, желание педагога изменить традиционные подходы к организации образовательного процесса, повысить педагогическую компетентность родителей в развитии логического мышления детей и применении развивающего пособия «Блоки Дьенеша».

    ü Необходимые ограничения и запреты: нельзя использовать опыт без предварительного тщательного изучения, без подготовки, без осознания необходимости изменения традиционных подходов в  совместной деятельности с детьми.

    Результативность: практически все дети старшего дошкольного возраста знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий, примерно 70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности, дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства, работа по развитию мышления на основе логических игр по блокам Дьенеша принесла свои плоды: дети стали более раскрепощенными, у них постепенно развивается чувство юмора.

    Преимущества данного опыта: Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Логические блоки позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Информация об опыте.

    1. Условия возникновения и становления опыта.

           Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное учреждение детский сад   №11 муниципального образования Кореновский район представляет собой образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет).

     В   учреждении функционирует 6 групп, которые посещают 184 ребенка. Педагогический коллектив 15 человек, общее количество сотрудников 36 человек.

           Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен разными социальными слоями: 25 % -военнослужащие. Остальная часть распределяется на родителей – предпринимателей (25%), матерей – одиночек (15%), преподавателей (15%), медицинских работников (18%) родителей, занятых в сфере торговли (17 %). Взрослые не могут уделять должного внимания детям из-за занятости работой; большинству из них не хватает педагогической грамотности. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

            Поэтому автора опыта заинтересовала проблема успешности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.

            Формирование опыта происходило в процессе анализа работы педагогов с детьми в группах старшего дошкольного возраста.

            Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики   по определению исходного уровня логического мышления у детей старшей и подготовительно групп (Приложение №1). Анкетирование педагогов оказало что 75% педагог знакомы с дидактическим материалом, но применяют в работе с детьми крайне редко, 25% педагогов применяют. но затрудняются в составлении занятий на основе блоков Дьенеша, разработке вариантов игр. Результаты диагностики уровня логического мышления у детей показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т.е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети    не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.

    В ходе анализа результатов изучения исходного состояния формирования логического мышления определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша.

    1.2. Актуальность опыта

    Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

    Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

    Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

    Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

    Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и интересом педагогов   к новым формам развития логического мышления у детей. 

    1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

          Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления у дошкольников. При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семьи, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.

    1.4. Длительность работы над опытом.

    Работа по развитию логического мышления дошкольников была разделена на несколько этапов.

    1. Этап - начальный (констатирующий)  
    2. Этап - основной (формирующий)  
    3. Этап - заключительный (контрольный)  

    Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

    На формирующем этапе была проведена апробация блоков Дьенеша.

    Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

    1.5. Диапазон опыта.

    Диапазон опыта представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников на математических учебных занятиях как в детском саду, так и дома.

    1.6. Теоретическая база.

    Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции.

    Означенной проблемой занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская,   Д.Б. Эльконин   ,   Н.Н. Семёнов  , Б.М. Кедров ,      Н.В. Григорян ,   Л.М. Фридман ,  Н.А. Подгорецкая  и др.

    Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду.

         В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».

    Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.

          Мышление как процесс   познавательной   деятельности, характеризуется обобщённым       и       опосредованным       отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к   нему.    Осмысление, понимание   происходящего   вокруг, вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира – результат логического мышления.

           Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

                     - умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
                  - умение   определять   взаимосвязь   предмета   и   объектов,   видеть   их изменение во времени;

                   - умение   подчиняться   законам   логики, обнаруживать   на этой   основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

                   - умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

          Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

          На наш взгляд, необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей среднего возраста.

          Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

    Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

    Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

              Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации.

           Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста можно условно разделить на две группы. Методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.

           Авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера в 1994 году была разработана специальная программа «Развитие». Её особенность заключалась в выраженной ориентации на развитие умственных способностей и творчества детей в дошкольном возрасте.

           Ко второй группе методик можно отнести методики Дьенеша, Кюизенера и М. Монтессори. Игры и упражнения с использованием блоков Дьенеша и полочек Кюизенера и Монтессори-материал используются как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

    1.7. Новизна.

    Новизна опыта состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.

    1. Технология опыта

    С целью определения влияния блоков Дьенеша на развитие логического мышления у воспитанников МДАНОУ д/с   №11   была проведена диагностика. Содержательную сторону исследования составило следующее экспериментальное задание: мы выбрали методику по программе «Детство»: «Диагностика уровня логического мышления». 

    В связи с этим была определена цель   работы: выявить и изучить успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.

    Объект исследования: логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: психолого-педагогические требования к организации блоков Дьенеша как средству развития логического мышления у детей дошкольного возраста. 

    Гипотеза исследования: так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством логических игр блоков Дьенеша при условии соблюдения психолого - педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнетивную, мотивационную сферы ребенка путем решения системы логических задач:

    • овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры;
    • объединение воспринимаемых признаков предметов;
    • словесный анализ признаков объекта;
    • группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.

    Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать специальную (психолого - педагогическую) литературу по проблеме исследования.
    2. Конкретизировать   научное   представление   о   структуре   логического мышления дошкольников.
    3. Определить особенности проявления и развития логического                       мышления в дошкольном возрасте.
    4. Разработать     и     апробировать     систему     математических    игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов.
    5. Изучить влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.  

    Методы исследования: 

    • Анализ литературы по данной проблеме.
    • Психолого-педагогическое обследование детей.
    • Проведение констатирующего эксперимента.
    • Обработка результатов эксперимента.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизация структуры   логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психического развития ребенка. Результаты исследования позволят на теоретической основе определять практические критерии сформированности логического мышления дошкольников, расширят представления о роли математических игр блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

      Проведя диагностику, мы получили следующие результаты: развитие логического мышления у 42% детей находится на низком уровне, 50 % детей находятся на среднем уровне, 8% детей - на высоком уровне.

    Анализируя полученные результаты, пришла к выводу, что у детей недостаточно развито логическое мышление. Поэтому для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное пособие - блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков предназначен для детей от двух- трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр. Число игр с блоками Дьенеша велико.

           Начинают обычно с простого знакомства с блоками. Выкладывают набор, а ребенок играет с ним. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же""не такой". Для детей постарше предлагаются игры на деление на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

           Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада» (5-8лет).

         Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Логические блоки позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

            Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит» (Приложение №5).

           Опыт показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

    • ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
    • развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
    • усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
    • развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
    • развития творческих способностей.

       В рамках просветительской и профилактической работы с целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития логического мышления детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ был проведен в течение года цикл групповых консультаций:

    • «Логико-математические игры с детьми дошкольного возраста» (семинар–практикум),(Приложение №6)
    • Понятие о мышлении.
    • Предпосылки развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    • Влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

     Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации, семинары практикумы, открытые просмотры, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи блоков Дьенеша.

    Формы работы с родителями:

    • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет.
    • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
    • Собрания с показом фрагментов занятий с целью обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка.
    • Совместные игры - занятия с детьми и родителями во второй половине дня.
    • Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы.
    • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
    • Разъяснительная и образовательная работа.

    Игры и упражнения с логическими блоками мы предлагаем детям на занятиях. Для закрепления полученных на занятии знаний в группе ДОУ создан уголок развивающих игр, где дети могут в любое время позаниматься.

    Находясь в группе большую часть времени, ребёнок может в удобный момент взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно.

         

    3. Результативность опыта.

            На заключительной стадии эксперимента в группах старшего дошкольного возраста состоялось повторное диагностирование, включающее ту же методику, что и на констатирующей стадии эксперимента. Полученные данные показали, что в группах произошли изменения (Приложение № 2).

           Анализ диагностики уровня логического мышления у детей старшей и подготовительной групп показал, что дети находятся на среднем уровне, т.е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Также дети этих групп умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.

             Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

             а) практически все дети старшей и подготовительной групп знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий (семя росток цветок и др.);

                       б) примерно 70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

                      в) дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима;

         г) работа по развитию мышления на основе логических игр по блокам Дьенеша принесла свои плоды: дети стали более раскрепощенными, у них постепенно развивается чувство юмора. А смеющийся ребенок - это здоровый ребенок.

    Библиография:

    1. Аблова B.C. Мышление и философия. М.: Знание, 1999. - 342 с.
    2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма-пресс, 1999. - 96 с.
    3. Артёмов  А.К.   Использование   аналогии   в   обучении   математике  // Начальная школа. - 2000. - №3. - с. 36.
    4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - С-Пб.: Питер, 1997. - 23 с.

           5. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. -320 с. - (Дошкольное воспитание и развитие). 

          6.  Блонский П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.

          7. Богуславская   З.М.   Психологические   особенности   познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1996. - с. 254-268.

      8.  Буре   Р.С.   Вопросы   развития   логического   мышления   в   процессе обучения в начальной школе. Автореферат.С-Пб.: Питер, 2001.-20 с.

          9.  Веклерова   Х.М.   Формирование   логических   структур   у   старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.  

               10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. –М.,1983. (Развитие речи и мышления: 254-273.) 

         11. Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к     спецкурсу. Свердловск, 1988.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

    Развитияе логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

    Аттестационный материал 2019г. Система работы по теме: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры"

    Система работы по теме: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

    Аттестационный материал 2019г. Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (старшая группа)

    Перспективный план проведения дидактических игр на развитие логического мышления в старшей группе на 2017-2018 учебный год....

    Аттестационный материал 2019г. Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (подготовительная группа)

    Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (подготовительная группа)...

    Аттестационный материал 2019г. Перспективный план работы с родителями по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры."

    Перспективный план работы с родителями по теме: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры."...