Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
консультация по теме

Аракелян Татьяна Викторовна

Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Проведено 29 января 2013г.

                                                                                        заведующий МБДОУ

                                                                                              «Детский сад №15  «Светлячок»

                                                                             ст. Александрийской»

                                                                                      _____________ Е.Н.Полина

 

 

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=326035536-10-72&n=21

                                                                Подготовила  воспитатель

                                                                       Аракелян Татьяна Викторовна

ст. Александрийская 2013 год.

Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логики у детей с раннего возраста, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

При использовании блоков(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,  а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки логического мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т.д.), несколько позже — по трем (цвету, форме, и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

— синий, — красный, — желтый, — круглый,

— квадратный, — треугольный, — прямоугольный,

— большой, маленький, — толстый, — тонкий.

Понадобятся и карточки с отрицанием свойств:

— не синий, — не квадратный, — не треугольный,

— не прямоугольный, — не большой, — не маленький,

— не толстый, — не тонкий.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
  • для развития действий классификации и обобщения;
  • для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III).

Игры и упражнения первого варианта выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.

С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами :выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам.

Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.

С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Игры  и упражнения с  блоками

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  19. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  21. Убираем в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  23. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.


цвет обозначается пятном

  • величина - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Источники:

  1. http://www.corvet-igra.ru/biblio-14.htm
  2. http://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltan-denesh.html
  3. http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Консультация "Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста."

   Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непро...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления  детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...

«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»

Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих мо...