Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
проект на тему

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик»

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

Рзаева Оксана Минниахматовна


Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Цель формирующего эксперимента: разработать проект педагогической технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Прежде чем разработать проект технологии, предстояло сформировать концептуальные основы, специфику педагогической технологии, выявить ее структуру и критерии технологичности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить:

  1. Структуру педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть, цели обучения и содержание непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мониторинг.
  2. Критерии технологичности:
  1. концептуальность (опора на концепцию);
  2. системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); управляемость (возможность целеполагания, планирования и проектирования педагогического процесса, варьирование методами и средствами с целью коррекции результатов);
  3. эффективность (быть эффективными по результатам и оптимальным затратам, гарантированность достижения определенного стандарта обучения);
  4. воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, исходного уровня развития творческого мышления старшего дошкольника нами был разработан проект технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Условно в структуре проекта технологии можно выделить взаимосвязанные модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный (Таблица 1).

Таблица 1

Проект технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

№ п/п

Модуль технологии

Содержание модуля технологии

1.

Целевой модуль

Цель проекта технологии: развитие качеств творческого мышления (гибкость, беглость, точность, оригинальность)детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Проект технология направлен на решение следующих задач:

  1. Развивать умение делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.
  2. Развивать творческое воображение, фантазию дошкольников через освоение различных технических приемов и способов изображения с использованием различных изобразительных материалов.
  3. Воспитывать умение творчески передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений в рисунке.

Разработка проекта технологии основывается на следующих теоретических положениях:

  1. Теоретические положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.) 
  2. Теоретические положения в педагогических исследованиях по развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.).

Разработанный проект технологии составлен на основе программы дошкольного образования «Радуга» (Т.Н. Дороновой и др.).

Направленность проекта технологии - развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2.

Содержательный модуль

1. Подготовительный блок.

Содержание: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

Задания требуют от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени.

2. Основной блок.

Содержание: непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке: уменьшение - увеличение, использование предметов необычным способом, одушевление, поиск общих признаков у случайных объектов, фантастическое дробление и др.

Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Задания этого типа позволяют ребенку попасть в постоянно меняющиеся ситуации, где он начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее.

3. Заключительный блок.

Содержание: непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке.

Задания предполагают самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел рисунка, планируют свои действия, намечают, какими графическими материалами лучше воспользоваться.

3.

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Этапы работы:

1 этап. Репродуктивно - подражательный.

Цель: обучение детей необычным способам создания рисунков; ознакомление с различными средствами выразительности, связанные с созданием творческого изображения предметов в рисунке; пробудить в детях интерес к самостоятельному творчеству и эксперименту.

2 этап. Конструктивный.

Цель: развитие творческой индивидуальности дошкольников посредством выполнения творческих заданий.

3 этап. Творческий.

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативного образа в рисунках.

Формы работы:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (творческая мастерская),
  2. совместная деятельность воспитателя и детей,
  3. самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Средства: обучение в ходе непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, предметно-развивающая эстетическая среда, печатные пособия (иллюстрации, картины), аудиовизуальные (слайды), графические материалы.

Методы и приемы:

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.
  2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность дошкольников, помогает найти верное решение из всех возможных.
  3. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности дошкольников в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
  4. Метод диалогичности. Педагог и дошкольник- собеседники.
  5. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. В ходе НОД необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение.

4.

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня творческого мышления у старших дошкольников, развитие качеств творческого мышления таких как гибкость, беглость, точность, оригинальность. Ребенок владеет средствами типового фантазирования, направляющего его на решение поставленной изобразительной задачи.

Диагностические методы: тест«Незаконченные рисунки» (автор модификации Т.С. Комарова). Цель: определение уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на основании анализа результатов творческой деятельности по основным показателям - беглости, гибкости, оригинальности, разработанности .

Форма организации непосредственно образовательной деятельности носит характер регулярных 14 встреч, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в экспериментальной группе, в соответствии с поставленными задачами.

Непосредственно образовательная деятельность при использовании творческих заданий основывается на следующих принципах:

  1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
  2. Принцип открытости. Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
  3. Принцип деятельности. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.
  4. Принцип обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
  5. Принцип личностной ориентации. Каждый дошкольник должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
  6. Принцип креативности. Предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций в процессе изобразительной деятельности.

В нашей работе применялась следующая система организации непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте, которая состоит из 3блоков, имеющих свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

1 блок - подготовительный. Основные направления непосредственно образовательной деятельности на этапе: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Приемы развития пространственного мышления»

Цель: развивать умение использовать в рисунках рациональные и вариативные способы рисования однородных предметов.

1.Творческая работа «Фигуры», «Кляксография», «Дорисовывание линий».

2.Игра «Путешествие в фигурный город», «Мозговой штурм».

2.

Тема: «Приемы развития креативности, ассоциативного мышления»

Цель: развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.

1.Игра «Зима в стране Вообразилиии» на развитие нестандартности, оригинальности мышления.

2.Творческая работа «Снегопад в стране Вообразилии».

3.Игра с чудо - сундуком «На что похоже?»

4.Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?».

5.Коллективная творческая работа по рисованию смеха.

3.

Тема: «Приемы развития системного мышления»

Цель: учить детей задумывать и воплощать разнообразие образов в круге, квадрате, овале.

1.Игра «Теремок» на закрепление полученных знаний о признаках и свойствах различных объектов, развитие умения анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.

2.Творческая работа «Изумрудный коллаж» на развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления. Составление композиции, придумывание оригинального названия.

4.

Тема: «Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров в рисовании»

Цель: поощрение отхода от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов.

Ребенку предлагается шаблон с геометрическими фигурами: кругами произвольного диаметра, квадратами, треугольниками разной величины. Предложите ребенку дорисовать фигуры так, чтобы получились изображения разных предметов. Несколько шаблонов можно объединять в один рисунок.

2 блок - основной. Непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Прием уменьшение - увеличение»

Цель: учить создавать образы предметов на основе восприятия их размера и отдельных деталей этих предметов.

1.Игра-беседа «Волшебная палочка», направленная на развитие творческого воображения дошкольников на вербальном и образном материале.

2.Игра «Встреча с волшебниками Размера и наоборот».

2.

Тема: «Прием использования предмета необычным образом»

Цель: научить создавать в воображении ситуации, основываясь на нецелевом  использовании предмета.

1.Игра «Мозговой штурм».

2.Игра «Новая сказка». Требования к сказке: учитываются их оригинальность, стройность изложения, детализированность описаний и т.д.

3.

Тема: «Прием поиска общих признаков у случайных объектов»

Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов.

1.Игра «Как хорошо…».

2.Игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь и т.д.).

3.Рисование в командах «Я рисую белым мелом мороженое».

4.

Тема: «Одушевление»

Цель: научить создавать новые образцы на основе восприятия окружающей действительности.

1.Игра «Я дарю тебе…». Предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок.

2.Творческая работа «Ожившая картинка». Придумать и нарисовать новое животное или растение.

5.

Тема: «Фантастическое дробление»

Цель: научить создавать ситуации на основе заданного образа.

1.Сочинение истории «Путешествие в будущее», «Путешествие в прошлое».

2.Творческая работа «Машина времени».

3 блок - заключительный. Непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Сказочный лес»

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования оригинального образа в рисунках.

1.Педагог предлагает детям нарисовать сказочный лес на шаблоне со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. А потом рассказать про него волшебную историю.

2.Игра «Веселые задачки», «Слово».

2.

Тема: «Чудесные превращения»

Цель :закрепление изученных приемов фантазирования. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла рисунка из различных материалов.

1.Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его.

2.Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит.

3.

Тема: «Ледяные узоры»

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативности образа в рисунках.

Детям предлагается нарисовать ледяные узоры различными способами: закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого).

4.

Тема: «Самое удивительное на свете»

Цель: развитие умения самостоятельной реализации оригинального образа в рисунке.

Детям предлагается нарисовать «самое удивительное на свете» различными способами.

5.

Тема: «Цветочный базар»

Цель: развитие навыков самостоятельного добывания знаний, анализ полученной информации о реализации задуманного образа в рисунке.

1.Педагог рассказывает детям о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему.

2.Дети рисуют свой букет, используя различные техники и графические материалы.

Итак, в процессе реализации педагогической технологии старшие дошкольники овладеюттиповым приемам фантазирования в рисунке.Для детей наиболее интересным будет возможность использования различных материалов в работе и возможность рисовать, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческого мышления не может быть одинаковым у всех детей, поэтому в ходе непосредственно образовательной деятельности следует давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость созидания задуманного образа в рисунке.

Все темы непосредственно образовательной деятельности изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В процессе непосредственно образовательной деятельности в полной мере соблюден личностно - ориентированный подход к детям, учтены возможные индивидуальные и возрастные потребности дошкольников со средним и низким уровнем творческого мышления в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

"Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ технологии"

В данное время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ...

Педагогический проект «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)

Педагогический проект«Разноцветный мир творчества»(Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через нетрадиционные техники рисования)...