«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Михалёва Серафима Михайловна

 «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выгодский 

 

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.                                                             

Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.

Проблема: я из наблюдений за работой детей во время непосредственно-образовательной деятельности (изобразительная деятельность) выявила недостаточный уровень развития фантазии, проявления творческого воображения.

Новизна моей работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе занятий, целью которых является развитие его творческих способностей.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 2» Асбестовского городского округа

Тема работы: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Михалева Серафима    

 Михайловна

             Воспитатель

АГО 2016г.

АННОТАЦИЯ

 «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выгодский  

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.                                                              

Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.

Проблема: я из наблюдений за работой детей во время непосредственно-образовательной деятельности (изобразительная деятельность) выявила недостаточный уровень развития фантазии, проявления творческого воображения.

Новизна моей работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе занятий, целью которых является развитие его творческих способностей.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисования песком. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный, удивительный материал. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.

Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.                

Задачи:

 -  создать условия для развития творческого потенциала;

- осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;

- способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

- создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Предметно-пространственная среда в образовательной организации согласно ФГОС ДО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для развития творческой, гармоничной, интеллектуальной, инициативной личности все большее распространение получает инновационная технология пескография (рисование песком). В моей группе создан центр «Рисование песком», рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной разноцветной подсветкой, специальным цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета подсветки для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет в нашей группе установлен в доступном для детей месте, наряду с другими материалами (бумагой, красками, пластилином и т.п.). Дети играют как сидя, так и стоя. При этом ребенок может ходить вокруг стола-планшета, либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к столу-планшету в любой момент, когда им этого захочется.

 Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

  • индивидуальности;
  • повышения самооценки;
  • мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
  • воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
  • речи;
  • подготовка руки к письму;
  • коррекция нарушений внимания и поведения;
  • коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
  • психических процессов у детей;
  • двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
  • снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
  • более глубокое понимание и принятие себя.

Воспитанники моей группы включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также релаксации.  Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет мне регулировать степень психического возбуждения воспитанников, ослабить психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, исследуют свойства песка.

Часто практикуем игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.

Дети придумывают удивительные сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя.  Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею. Сюжет из сказки «Колобок», раскидистое дерево, наряженная новогодняя ёлка с подарками, город, транспорт, персонажи из мультфильмов, животные, люди, вымышленные персонажи, абстракция, пейзажи… Возможно, пока это ещё не шедевры, но ведь все когда-то начинали с азов.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения. Это помогает развитию у детей моей группы эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Осваивая технологию пескографии, мы с детьми решили заинтересовать родителей и провели для них мастер-класс.

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Детям нравится экспериментировать с написанием букв и слов. Дети очень гордятся тем, что могут написать печатными буквами своё имя под нарисованной ими картинкой, для такого случая у нас в группе есть заготовки – карточки с именами детей. Дети обучаются путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений. Невозможно сдержать творческие порывы ребёнка, который решил научиться писать. И стол-планшет с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели. Рисуя песком, ребёнок становится более усидчивым, внимательным.

Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Рисование песком способствовало развитию мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления.

Я пришла к выводу, что игры с песком:

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

- развивают воображение, творческий потенциал;

- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

- повышают самооценку и уверенность в себе;

- улучшают взаимоотношения со сверстниками;

- формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

В дальнейшей работе планирую заняться созданием мультфильмов, применяя технологию рисования песком.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] – М.: ИНТ, 2010 -94с.:ил. Редактор русского издания И.А.Качанова.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
  3. Сапожникова О.Б, Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О.В. Толстикова, О.В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.
  5. Федосеева М.А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Волгоград: Учитель 2014-122с.
  6.  http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-po-ispolzovaniyu-tehniki-risovanija-peskom.html
  7. http://odetsad5.ru/blog/view/45415
  8. http://bskdou22.ru/sites/default/files.pdf
  9. http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-pesochnaja-terapija-programa-korekcionogo-razvitija-igraem-s-peskom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Квиллинг» - эффективный метод развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Квиллинг - эффективная технология конструирования из бумаги, которая помогает развивать не только творческие способности детей, но также активно влияет на развитие мелкой моторики рук. Для детей, пост...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Пескография, как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит занимат...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...