Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
проект на тему

Аминева Гульфия Рашитовна

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

Аминева Гульфия Рашитовна


Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Цель формирующего эксперимента: разработать проект педагогической технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Прежде чем разработать проект технологии, предстояло сформировать концептуальные основы, специфику педагогической технологии, выявить ее структуру и критерии технологичности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить:

  1. Структуру педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть, цели обучения и содержание непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мониторинг.
  2. Критерии технологичности:
  1. концептуальность (опора на концепцию);
  2. системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); управляемость (возможность целеполагания, планирования и проектирования педагогического процесса, варьирование методами и средствами с целью коррекции результатов);
  3. эффективность (быть эффективными по результатам и оптимальным затратам, гарантированность достижения определенного стандарта обучения);
  4. воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, исходного уровня развития творческого мышления старшего дошкольника нами был разработан проект технологии, направленной на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Условно в структуре проекта технологии можно выделить взаимосвязанные модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный (Таблица 1).

Таблица 1

Проект технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

№ п/п

Модуль технологии

Содержание модуля технологии

1.

Целевой модуль

Цель проекта технологии: развитие качеств творческого мышления (гибкость, беглость, точность, оригинальность)детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Проект технология направлен на решение следующих задач:

  1. Развивать умение делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.
  2. Развивать творческое воображение, фантазию дошкольников через освоение различных технических приемов и способов изображения с использованием различных изобразительных материалов.
  3. Воспитывать умение творчески передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений в рисунке.

Разработка проекта технологии основывается на следующих теоретических положениях:

  1. Теоретические положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.) 
  2. Теоретические положения в педагогических исследованиях по развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.).

Разработанный проект технологии составлен на основе программы дошкольного образования «Радуга» (Т.Н. Дороновой и др.).

Направленность проекта технологии - развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2.

Содержательный модуль

1. Подготовительный блок.

Содержание: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

Задания требуют от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени.

2. Основной блок.

Содержание: непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке: уменьшение - увеличение, использование предметов необычным способом, одушевление, поиск общих признаков у случайных объектов, фантастическое дробление и др.

Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Задания этого типа позволяют ребенку попасть в постоянно меняющиеся ситуации, где он начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее.

3. Заключительный блок.

Содержание: непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке.

Задания предполагают самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел рисунка, планируют свои действия, намечают, какими графическими материалами лучше воспользоваться.

3.

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Этапы работы:

1 этап. Репродуктивно - подражательный.

Цель: обучение детей необычным способам создания рисунков; ознакомление с различными средствами выразительности, связанные с созданием творческого изображения предметов в рисунке; пробудить в детях интерес к самостоятельному творчеству и эксперименту.

2 этап. Конструктивный.

Цель: развитие творческой индивидуальности дошкольников посредством выполнения творческих заданий.

3 этап. Творческий.

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативного образа в рисунках.

Формы работы:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (творческая мастерская),
  2. совместная деятельность воспитателя и детей,
  3. самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Средства: обучение в ходе непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, предметно-развивающая эстетическая среда, печатные пособия (иллюстрации, картины), аудиовизуальные (слайды), графические материалы.

Методы и приемы:

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.
  2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность дошкольников, помогает найти верное решение из всех возможных.
  3. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности дошкольников в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
  4. Метод диалогичности. Педагог и дошкольник- собеседники.
  5. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. В ходе НОД необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение.

4.

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня творческого мышления у старших дошкольников, развитие качеств творческого мышления таких как гибкость, беглость, точность, оригинальность. Ребенок владеет средствами типового фантазирования, направляющего его на решение поставленной изобразительной задачи.

Диагностические методы: тест«Незаконченные рисунки» (автор модификации Т.С. Комарова). Цель: определение уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на основании анализа результатов творческой деятельности по основным показателям - беглости, гибкости, оригинальности, разработанности .

Форма организации непосредственно образовательной деятельности носит характер регулярных 14 встреч, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в экспериментальной группе, в соответствии с поставленными задачами.

Непосредственно образовательная деятельность при использовании творческих заданий основывается на следующих принципах:

  1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
  2. Принцип открытости. Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
  3. Принцип деятельности. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.
  4. Принцип обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
  5. Принцип личностной ориентации. Каждый дошкольник должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
  6. Принцип креативности. Предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций в процессе изобразительной деятельности.

В нашей работе применялась следующая система организации непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте, которая состоит из 3блоков, имеющих свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

1 блок - подготовительный. Основные направления непосредственно образовательной деятельности на этапе: система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя создание проблемно-поисковых ситуаций, игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Приемы развития пространственного мышления»

Цель: развивать умение использовать в рисунках рациональные и вариативные способы рисования однородных предметов.

1.Творческая работа «Фигуры», «Кляксография», «Дорисовывание линий».

2.Игра «Путешествие в фигурный город», «Мозговой штурм».

2.

Тема: «Приемы развития креативности, ассоциативного мышления»

Цель: развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.

1.Игра «Зима в стране Вообразилиии» на развитие нестандартности, оригинальности мышления.

2.Творческая работа «Снегопад в стране Вообразилии».

3.Игра с чудо - сундуком «На что похоже?»

4.Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?».

5.Коллективная творческая работа по рисованию смеха.

3.

Тема: «Приемы развития системного мышления»

Цель: учить детей задумывать и воплощать разнообразие образов в круге, квадрате, овале.

1.Игра «Теремок» на закрепление полученных знаний о признаках и свойствах различных объектов, развитие умения анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.

2.Творческая работа «Изумрудный коллаж» на развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления. Составление композиции, придумывание оригинального названия.

4.

Тема: «Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров в рисовании»

Цель: поощрение отхода от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов.

Ребенку предлагается шаблон с геометрическими фигурами: кругами произвольного диаметра, квадратами, треугольниками разной величины. Предложите ребенку дорисовать фигуры так, чтобы получились изображения разных предметов. Несколько шаблонов можно объединять в один рисунок.

2 блок - основной. Непосредственно образовательная деятельность по обучению старших дошкольников типовым приемам фантазирования в рисунке.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Прием уменьшение - увеличение»

Цель: учить создавать образы предметов на основе восприятия их размера и отдельных деталей этих предметов.

1.Игра-беседа «Волшебная палочка», направленная на развитие творческого воображения дошкольников на вербальном и образном материале.

2.Игра «Встреча с волшебниками Размера и наоборот».

2.

Тема: «Прием использования предмета необычным образом»

Цель: научить создавать в воображении ситуации, основываясь на нецелевом  использовании предмета.

1.Игра «Мозговой штурм».

2.Игра «Новая сказка». Требования к сказке: учитываются их оригинальность, стройность изложения, детализированность описаний и т.д.

3.

Тема: «Прием поиска общих признаков у случайных объектов»

Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов.

1.Игра «Как хорошо…».

2.Игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь и т.д.).

3.Рисование в командах «Я рисую белым мелом мороженое».

4.

Тема: «Одушевление»

Цель: научить создавать новые образцы на основе восприятия окружающей действительности.

1.Игра «Я дарю тебе…». Предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок.

2.Творческая работа «Ожившая картинка». Придумать и нарисовать новое животное или растение.

5.

Тема: «Фантастическое дробление»

Цель: научить создавать ситуации на основе заданного образа.

1.Сочинение истории «Путешествие в будущее», «Путешествие в прошлое».

2.Творческая работа «Машина времени».

3 блок - заключительный. Непосредственно образовательная деятельность, направленная на созидание, реализацию версий, идей образов в материале изобразительного искусства с использованием различных техник в рисунке.

№ п/п

Тема, цель НОД

Краткое содержание непосредственно образовательной деятельности

1.

Тема: «Сказочный лес»

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования оригинального образа в рисунках.

1.Педагог предлагает детям нарисовать сказочный лес на шаблоне со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. А потом рассказать про него волшебную историю.

2.Игра «Веселые задачки», «Слово».

2.

Тема: «Чудесные превращения»

Цель :закрепление изученных приемов фантазирования. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла рисунка из различных материалов.

1.Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его.

2.Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе - где и как живет, что делает, с кем дружит.

3.

Тема: «Ледяные узоры»

Цель: обучение детей самостоятельно использовать различные техники для формирования вариативности образа в рисунках.

Детям предлагается нарисовать ледяные узоры различными способами: закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого).

4.

Тема: «Самое удивительное на свете»

Цель: развитие умения самостоятельной реализации оригинального образа в рисунке.

Детям предлагается нарисовать «самое удивительное на свете» различными способами.

5.

Тема: «Цветочный базар»

Цель: развитие навыков самостоятельного добывания знаний, анализ полученной информации о реализации задуманного образа в рисунке.

1.Педагог рассказывает детям о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему.

2.Дети рисуют свой букет, используя различные техники и графические материалы.

Итак, в процессе реализации педагогической технологии старшие дошкольники овладеют  типовым приемам фантазирования в рисунке. Для детей наиболее интересным будет возможность использования различных материалов в работе и возможность рисовать, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческого мышления не может быть одинаковым у всех детей, поэтому в ходе непосредственно образовательной деятельности следует давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость созидания задуманного образа в рисунке.

Все темы непосредственно образовательной деятельности изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В процессе непосредственно образовательной деятельности в полной мере соблюден личностно - ориентированный подход к детям, учтены возможные индивидуальные и возрастные потребности дошкольников со средним и низким уровнем творческого мышления в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

"Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ технологии"

В данное время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ...