"Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ технологии"
статья

Калуцкова Антонина Васильевна

В данное время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ  И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ технологии"

 Актуальность выбранной темы основано на том, что в настоящее время пред нами, педагогами особенно остро стоит  вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в, какой форме, для обеспечения таких  качеств, как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути  решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка.

В данное время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ  И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ . (ТРИЗ – РТВ.)

Развитие творческого воображения – важная составляющая теории решения изобретательских задач. 

Технология ТРИЗ– РТВ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Целью использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем:

Технология ТРИЗ используется, как универсальный  инструментарий  в непосредственно образовательной деятельности. Использование методов и приёмов Теории решения изобретательских задач  и развития творческого воображения позволяет не только заинтересовать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоение нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам. Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приёмов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии. У ребенка формируется понимание того « Что я знаю как», « Я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций и не пасовать перед трудностями и не удачами. Речь адаптируется к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления.  Воспитанию самостоятельности.

 Цель ТРИЗ не просто развить фантазию у детей, а научить мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Воспитание у детей  таких качеств, которые способны понимать единство и противоречия окружающего мира. Решать свои маленькие проблемы.

Автор данной технологии Генрих Альтшуллер и его последователи разработали алгоритм решения изобретательских задач, которые  заключаются в следующем:

ВСПОМНИ. ДОДУМАЙ, ПРИДУМАЙ.

В арсенале технологии ТРИЗ – РТВ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Освоение методов и приёмов технологии ТРИЗ - РТВ проходит с помощью сказок, игр, проблемных ситуаций.

Чтобы привлечь ребенка в творческий процесс познания, необходимо:

- создавать ребенку психологически безопасную базу

- поддерживать способности ребенка к творчеству

- необходимо избегать неодобрительную оценку творческих действий ребенка

- Быть терпимей к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии детей.

- помогать ребенку научится уважать себя и свои идеи, на ряду с идеями других детей

- проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.

Основным средством в работе с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину. Он должен  учить её находить. Если ребенок задает вопрос не стоит тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает? Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести его к тому, что бы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопрос, тогда педагог должен указать противоречия. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

 Таким образом, технология ТРИЗ и РТВ помогает нам  педагогам в развитии логического мышления  и воображения у детей, в развитии ставить и решать проблемы.

Сегодня мы рассмотрим несколько методов и приемов, которые можно использовать в практической деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста

1.Метод «Мозговой штурм»

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.

Одним из методов активизации мышления является метод Фокальных объектов. Суть метода заключается в следующем:

Перед нами , как в фокусе объект, который необходимо усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова наугад, куда упадет взгляд, желательно существительные, затем мы применяем эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересный результат. Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Фантазия детей в процессе придумывания рассказов на основе этого метода, как правило, нет придела.

У детей дошкольного возраста данный метод позволяет не только развивать  воображение, речь, фантазию, но и проявлять своё мышление. На первом этапе достаточно, только лексического объяснения полученных словосочетаний. А для закрепления  и обобщения можно предложить детям, нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

На занятиях по познавательно-речевому развитию дети старшего дошкольного возраста могут  с интересом играть «Изобретатели», которые изобретают предметы мебели, посуды , животных, кондитерские изделия и т.д. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрируя их внимание.

При использовании метода Фокальных объектов можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родитель, где он будет жить и чем питаться или предложить картинки забавные животные, пиктограммы. назвать их и сделать презентацию. В процессе игры дети раскрепощаются и не боятся высказать свои мысли и идеи.

Нельзя не отметить универсальность пособия кругов Луллия, используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры либо дополнение к использованной игре. Эффект игры огромен. Познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения. Обогащение словарного запаса.

 Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимая психологическое и физическое напряжение. Обеспечивает восприятие нового материала.

Самый простой из ТРИЗОВСКИХ приёмов это метод проб и ошибок.

- А что если сделать так? А может быть так?

В педагогической практике метод проб и ошибок повышает интерес к познанию нового, стимулирует познавательную активность, поскольку ребенку не дают готовых установок: - Сделай так. А предлагают: - Подумай! Догадайся! Придумай свое решение.

Детей сначала необходимо научить расширять противоречия, которые окружают его повсюду, например: «болеть» - это хорошо или плохо?

«мама на работе» - это хорошо или плохо?

«в детский сад ходить» - это хорошо или плохо?

А что если эта фраза очень часто звучит у детей . когда они хотят что- то решить, то есть идёт перебор вариантов решения одни варианты более успешные другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. На занятиях дети понимают, что можно высказать любые даже невообразимые предположения. Дети начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они своих предположениях уходят от самой проблемы, но для них это не преграда. Пользуясь методом проб и ошибок можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы. Общаясь с детьми,  приходится постоянно экспериментировать. Не получилось., тогда пробуем по- другому и часто фраза , « А ЕСЛИ…» сопровождает нас, как верная помощница.

Следующий метод Системный оператор.

Цель метода: развитие системного мышления.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением, помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета.

Разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно использовать с младшего возраста при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор: размер, время, стоимость (РВС). Меняя один из этих операторов можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи при спасении Колобка изменим оператора размер.

Увеличим Колобка так, что бы лиса не смогла его проглотить колобка.

Системный оператор дает наиболее полное представление о рассматриваемых предметах. Развивает воображение и фантазию. Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Еще один метод Моделирование маленькими человечками

Цель метода - знакомство с внутренним строением вещества.  

Маленькие человечки под пониманием  нас  взрослых – это молекулы. Помни, о том что все вокруг состоит из молекул, мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой.  Легко объяснить детям «Почему вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

 Именно метод Моделирование маленькими человечками помогает детям разобраться, что происходит в мире  неживой природы: Почему камень твердый, а вода жидкая? Почему снег в тепле  тает, а вода при нагревании превращается в пар?

Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности….

Все то, что в совокупности составляет творческие способности.

  • В ТРИЗ технологии очень много игровых приемов, которые очень нравятся детям. И они с удовольствием включаются в процесс игры.
  • ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
  • ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
  • ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
  • ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Метод сужения поля поиска.

Цель его использования: освоение детьми приемов сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.

  • Воспитывать  активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность, чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности

Метод синектики

Цель его применения: учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое.

  • создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативы.

приемы формирования чувствительности к противоречиям

Цель приемов: формирование чувствительности к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований

  • Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

метод «Системный оператор» (автор Г.С. Альтшулер)

целью которого является освоение детьми инструмента систематизации знаний, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признакам объектов.

Для освоения этого метода используется таблица - девятиэкранка.

В своей работе я опирался на следущие принципы

  • Принцип целостности в воспитании.
  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели.
  • Принцип сотрудничества.

Таким образом мы видим результат, выпускник

  • мыслящий
  • Творческий
  • стремящейся к познанию
  • гуманный, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину, знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ТРИЗ-игр на творческое мышление детей старшего дошкольного возраста.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...