Консультация "Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста."
консультация по математике (старшая группа) на тему

Хмара Людмила Александровна

     Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль логических дидактических игр

в  развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

     Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям, дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

      Восприятие человека представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом процесса восприятия является персептивный образ.

      Развитие восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер. Все свойства предмета, например, величина, цвет, форма, вкус – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

      В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения. В процессе активного познания ребенок знакомится разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

      В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах. Ребенок способен различать предметы по определенным признакам, выявлять между предметами и явлениями связи и отношения. У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему эталонов, которая сформировалась ранее, благодаря практическим действиям с предметами. Процесс восприятия на данном этапе протекает во внутреннем плане. Ребенок мысленно способен расчленить видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое. Он даже мысленно может переворачивать предметы, прикладывать, измерять их. Такие сложные действия помогают целостно воспринимать предмет. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходства.

     Персептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление направлено будет уже не на внешние особенности предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, что очень важно в учебной деятельности младшего школьника.

      Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка должно быть хорошо развито восприятие. С ним тесно связаны другие психические процессы: мышление, память, внимание, речь, воображение. Если в дошкольном возрасте ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним психические процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.

      Развитие восприятия в педагогическом процессе может осуществляться различными средствами. В качестве них могут выступать различные виды деятельности: лепка, рисование, чтение художественных произведений и другие. Наиболее эффективным средством развития восприятия в старшем дошкольном возрасте выступают логические дидактические игры. В процессе решения игровых задач у детей формируется наблюдательность, причем это происходит непреднамеренно, в интересной, занимательной для ребенка игровой форме. В играх дети сравнивают чем похожи, и чем отличаются предметы и почему; учатся классифицировать предметы по определенному признаку.

      Так, например, игры с логическими блоками Дьенеша формируют у ребенка представление о различных свойствах предметов. Он выполняет определенные действия, используя эти свойства. Палочки Кюизенера помогают детям лучше ориентироваться в мире чисел. « Разрезные картинки» «Разбитая фотография»,  «Из кусочков – целое» направлены на развитие восприятия целостного образа по отдельным элементам.

      Игры, игровая задача которых представлена вербально, стимулирует развитие умения ребенка действовать «в уме». Это различные игры-загадки,  игры-предположения «Что было бы, если…»,  игры-путешествия, игры-беседы со сказочными персонажами.

      Игра «Перевертыши» способствует мысленному переворачиванию предметов, развитию восприятия во внутреннем плане.

      Игры типа «Танграм» развивают  аналитико-синтетическую деятельность у ребенка, тем самым способствуют развитию восприятия.

      Игры, стимулирующие развитие восприятия, могут быть использованы на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.

      Вариативность игровых задач, их дифференциация и индивидуализация создает условия для многократного использования одной и той же игры, поддержания активности и интереса детей на протяжении игровой деятельности.

      Сформовавшиеся положительные свойства восприятия в логических дидактически играх обязательно проявляться и в других видах деятельности и прежде всего в учебной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

   Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные спосо...

«Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация: в статье автор раскрывает систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на...

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»

Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"

Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...