Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Решетникова Валентина Алексеевна

     Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.  В специально подобранных играх дети с удовольствием составляют и читают слоги, слова, предложения, учатся различать сходные по звучанию звуки, делить слова на слоги, читать короткие рассказы и даже усваивают первые правила правописания. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения» Решетникова Валентина Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка»

Слайд 2

Проблема Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

Слайд 3

Условия возникновения Возникновение опыта связано с тем, что на протяжении нескольких лет при наборе прослеживалось увеличение детей с диагнозом: ОНР, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии, у которых нарушения произношения сочетались с нарушением фонематического восприятия, несформированностью фонематических процессов. Работа по коррекции звукопроизношения и формированию фонематических представлений у детей сопрягалась с определенными трудностями и, как следствие, на выпуске детей в школу, прослеживался невысокий процент чистой речи.  Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей требовали обязательной коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Поэтому встал вопрос о поиске более эффективных методов формирования фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Слайд 4

Цель: создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения

Слайд 5

Задачи изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе; обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников; определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.

Слайд 6

Ведущая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Слайд 7

Технология опыта В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается достаточно высокий процент детей, у которых имеются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её смазанность и неотчётливость. Формирование фонематических представлений является одной из основных задач в системе коррекционной работы.

Слайд 8

Цели и задачи I этапа работы Цель : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения). Задачи : - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков; -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова; - формирование оптико-пространственной ориентировки; - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.

Слайд 9

Узнавание неречевых звуков Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало

Слайд 10

Ветер

Слайд 11

Монета

Слайд 12

колокольчики

Слайд 13

Молоток

Слайд 14

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит. Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

Слайд 15

Скажи за героя сказки

Слайд 16

Моделирование и анализ предметного ряда Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.

Слайд 17

Моделирование и анализ предметного ряда

Слайд 18

Цели и задачи II этапа Цель : формирование фонематического анализа и синтеза. Задачи : - Обучение простым формам фонематического анализа: - выделение звука на фоне слова; - выделение первого и последнего звука в слове. - обучение сложным формам фонематического анализа: - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах; - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах; - определение количества звуков в односложных словах. - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова. - формирование фонематических представлений.

Слайд 19

Выделение звука на фоне слова

Слайд 20

Выделение первого и последнего звука в слове

Слайд 21

Выбери слова, которые начинаются со звука «А»

Слайд 22

Определение места звука в звукосочетаниях, слогах, словах АУЫ; ИУА; ОЫУ ПА; ОП; ПУ В СЛОВАХ

Слайд 23

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах ИОА; ОАИ; АИО КА; АК В СЛОВАХ

Слайд 24

Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах ИОА; ОАИ; АИО КА; АК В СЛОВАХ

Слайд 25

Определение количества звуков в односложных словах

Слайд 26

Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах, словах

Слайд 27

Цели и задачи III этапа Цель: развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов. Задачи : научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой. формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)

Слайд 28

Результативность Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на формирование фонематических представлений у дошкольников. Дети поступают в школу имея сформированный фонематический слух и исправленное звукопроизношение. Показатель выпущенных детей с чистой речью увеличился по сравнению с предыдущим выпуском с 54% , до 80% на контрольном этапе данного опыта. А низкий уровень уменьшился в итоге на 26%. Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»Представляю свой опыт раб...

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

В.А. Сухомлинский:«Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для н...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...