Публикация статьи на тему"Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры"
статья

Волков Елена Михайловна

публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_femp.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

 Автор: Волкова Елена Михайловна

 В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении. Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету. Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет 4 уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями. Степень изученности темы. Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игрразвлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научнометодические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр не полно. В соответствии с выше изложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью и структурированностью данного вопроса. Противоречия обозначили проблему исследования: можно ли развивать математические представления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, как наиболее эффективного средства? 5 Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Игра как средство формирования математических представлений дошкольников». Цель: теоретически обосновать и разработать систему дидактических игр для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Объект – процесс развития математических представлений дошкольников. Предмет – дидактические игры, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3, 4, 5 и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы. Д. В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм: — Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. — В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». — Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игр способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. Основными направлениями совершенствования педагогической работы в данном направлении являются: — широкое использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений как в образовательной, так и самостоятельной деятельности детей; — системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. В работе с детьми дидактические игры я разделила на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами. 2. Игры — путешествия во времени. 3. Игры на ориентировки в пространстве. 4. Игры с геометрическими фигурами. 5. Игры на логическое мышление. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Так как внимание детей не устойчиво, то для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать. Для этого целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором наглядностей. Знакомя детей с цифрами, я предлагаю такие игры — «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру», дети показывают цифры пальцами, руками, объединяются парами. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», «Мои первые цифры». При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например, я говорю детям — круг, дети называют предмет, похожий на круг — руль, тарелка; прямоугольник — картина, дверь, и наоборот, я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя», здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Закрепляя геометрические фигуры, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт», «Аппликация», «Только одно свойство». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?». Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности. Для развития зрительного внимания играли в игру «Сосчитай сколько треугольников, кругов». Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками — «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, по памяти, а затем задание усложнялось, предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола). Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Познакомив детей с днями недели, через игру «Разноцветные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник, второй — с белым гномиком и т. д. Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие материалы. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и т. д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей — «Путешествие по комнате», «В гости к матрёшке», «Приключения зайчика». Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе. Такие игры как «Парочки», «Цепочка» и др. на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел это — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение логически мыслить, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умозаключения. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Опыт работы показал, что использование дидактических игр благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня познавательной активности детей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Литература: Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5–6 лет. — Под. ред. Столяра А. А. — М.: Просвещение, 1991. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1984. Козлова В. А. Дидактические игры поматематикедля дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. — Мозаика — Синтез, М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

laquo;Истинный педагог постарается сделатьучение занимательным, но никогда нелишит его характера серьезного труда,требующего усилия воли»К. Д. Ушинский...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...

Тема: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры В.В. Воскобовича»

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича...