ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Исаева Людмила Александровна

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx102.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        БОЛЬШЕАЛЕКСЕЕВСКИЙ Д/С КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАЛИНКА»

                                                         г.о. Ступино

                       ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ

                                        «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ»

Тема:  «Формирование экологических представлений у детей старшего  дошкольного возраста посредством дидактической игры»

C:\Users\Людмила\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\479b1ae7b73a26f1bbf70e52a6045e52_599c463627f87.jpg

                                                                                                                                    Исаева Л.А.

                                                                  2021

Воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В своей работе я провожу целую систему игр, состоящих из нескольких блоков:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?»,

«Береги природу!» и так далее.

4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).

При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.

Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задач.

В результате проделанной работы,  дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют  устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

1.Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

2.Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, листья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку.

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды», дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

А в игре «Детеныши животных» дети закрепляет название животных: курица-цыпленок, корова-теленок, и т. д.

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.

В игре «Живая природа» ребенок должен объединить картинки по видам: деревья, цветы, звери, рыбы, птицы, насекомые, люди.

В игре «Времена года» дети подбирают карточки с подходящими по смыслу картинками. Где закрепляют знания о временах года и сезонных изменениях.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Если в младших группах картинки дети разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: растение, животное и др.

Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок или иллюстрация с природным фоном. Мы используем такие игры как: «Вершки и корешки», разрезные картинки «Птицы», «Садовые цветы», «Комнатные растения», «Листья и плоды»

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и слух, воображение и творчество. Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Если в игре «Кто как кричит» дети по издаваемым звукам должны определить животное, то в игре "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.)

3.Словесные игры.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Вот некоторые из игр.

«Когда это бывает?»- взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: - идет снег …зимой; - радуга на небе… летом и т. д.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок - общую группу, к которой они относятся. Например: - воробей…птица, - мухомор…гриб.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

-волк, заяц, лиса…дикие, лесные животные, звери.

«Что третье?» - взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

-крыжовник, земляника…малина

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Во время игры, что бы она ни сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до трех – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.

Также целесообразно совмещать игры с движениями.

- я сосчитаю до трех и назову дерево, А ты поскорее беги к нему, да смотри не перепутай: раз, два, три к березе беги (ребенок бежит). Раз, два, три под елку беги.

«Игры-путешествия»: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.

«Игры поручения»: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки». Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки, а затем использовали их в игре.

Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов, На один стол разложить то, что полезно, на другой - что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.

«Игры-предложения»: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды. Были использованы такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «если бы ты ел грязными руками?». Эти вопросы активизировали мыслительную деятельность детей, они учились слушать друг друга. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.

«Игры-загадки»: В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявлялась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. «Отгадайте загадку, - говорю детям для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагала детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получали фанты, картинки, которые рисовали сами же дети для таких игр. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».

«Игры-беседы»: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. В своей работе с детьми использую разнообразные игры. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое природа», предлагала высказать свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о природе, ребята приводили примеры: это деревья, животные, солнце, даже привели интересный пример, сказали – природа это всё, что дышит. Выясняем, почему они считают тот или иной объект природой, а в игре «Путешествие за витаминами» уточняется представление о пользе овощей для здоровья. Одной из полюбившихся игр, оказалась игра «Закончи предложение». Я говорю детям начало фразы, а они должны били придумать продолжение: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...», «Глаза нужны для…».

Структура проведения дидактической игры:

1.  Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.

2.  Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3.  Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4.  Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

5.  Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания:

1.  Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

2.  Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.  Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и рук4.  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.

5.  Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6.  Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, и сопереживания.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и так далее. Поэтому в таких играх очень важно применять наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, ситуации с литературными героями. Игра создаёт оптимальный фон для развития личности дошкольников: они часто прибывали в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучались, мягче строили взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействовали с растениями и животными. В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

В организации и руководстве игровой деятельностью детей, использую индивидуальный и подгрупповой подход. Особенно хочется выделить существенный компонент в руководстве играми – это раскрытие детям ценности и важности их игровой деятельности. Большое значение имеет коллективный анализ игры, оцениваем быстроту, и - главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно обращаю внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Для себя считаю недопустимым грубое вмешательство в детскую игру, а умело и в корректной форме направляю деятельность детей, либо принимаю участие в игре на правах партнёра, взяв на себя одну из ролей.

Помимо этого роль педагога состоит и в том, чтобы в игре:

- продолжать обучение;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- расширять представления об окружающей природе;

- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы:

·  доступность,

·  повторяемость,

·  постепенность выполнения заданий.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией: а) формулировка цели игры.

б) определение количества играющих.

в) подбор дидактических материалов.

г) учёт временного фактора.

е) подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Статья на тему: «Формирование экологического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Аннотация В данной статье педагог раскрывает роль дидактической игры в формировании экологического мышления у детей дошкольного возраста. Формирование бережного, заботливого отношения к природе м...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...