Главные вкладки

    Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
    методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

    Тюкавкина Ирина Александровна

    Опыт работы
    «Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»
    Автор:
    Воспитатель
    МАДОУ№185
    Тюкавкина И.А
          Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
    Актуальность
        Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
          В своей работе применяю  идеи и рекомендации следующих авторов:  Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.
          Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи .
           Для определения эффективности своей работы  провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель  которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в  образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
          Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно   использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках работы по самообразованию  углубленно изучила  тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством  дидактических игр».

      Система работы.   
         Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.    В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
         Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.
       Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени.
    А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

         Работая по данной теме,  поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.
          Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
    1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.
    2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
    3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников. 

          Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.
           С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.  Сделала картотеку  игр математического содержания на все возрастные группы.
      Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

         Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. (приложение 1)
        Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей   выстраиваю  с учётом следующих  принципов:
    1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.  
                                                                        
    2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.         
                                                                      
    3) Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.

    4) Научность.

    5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

       Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников  использую следующие инновационные  методы и приемы:
    • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).  Для этого даю задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения. (приложение 2)
    • сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием. (приложение 3)
    • решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям  предлагаю продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент. (приложение 4)

    • воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее. (приложение 5)

    • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова», «Мы катались» и д.р)  и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,)  математического содержания. (приложение 6)

         В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками  провожу в различных формах:
    • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
    • обучение в повседневных бытовых ситуациях;( « Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы ( « Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);
    • самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

          Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений   разделила их  на группы:
    1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествия во времени
    3. Игры на ориентировку в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление
          Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
          1.   К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
          Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало? «Бабочки и цветы»  и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
    Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
          2. Игры – путешествие во времени использую   для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью( дидактическая игра «Когда это бывает»).
           3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).
          4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» (приложение 7)
            Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
              Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены дидактические задачи, какими способами они решаются и  какова в этом роль воспитателя.
              Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия.
             Работая с детьми младшего возраста, сама  включаюсь   в игру. Вначале   привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 
             В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
           Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
           Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения,  полученные детьми в детском  саду - родители  закрепляли дома.  Использую разные формы работы  с родителями:
    - общие и групповые родительские собрания;
    - консультации, например,  «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»;
    - изготовление дидактических игр совместно    с родителями;
    - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
    - совместное создание предметно-развивающей среды;
    - анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
           Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают  математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
          В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует  развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является  одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы
    1. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". — Минск, 1983.
    Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова;
    2. Р.Л. Непомнящая. — Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.
    3. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". – Минск: Народная асвета, 1983.
    4. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
    5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. — М.: "Просвещение",

     

     

     

     

     


    Приложение 1

    Дидактические игры по ФЭМП

    «В лес за грибами»
    Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
    Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)

    .
    «Малина для медвежат»
    Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
    Ход игры. Воспитатель говорит:
    - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.


    «Угости зайчат»
    Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

     

     

     

     

    Приложение 2


    «Угостим белочек грибочками»
    Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».
    «Жучки на листиках»
    Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут
    на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
    «Бабочки и цветы»
    Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

     

     

     

     

    Приложение 3
    Дидактические игры по развитию представлений о величинах


    «Украсим коврик»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
    «Домики для медвежат»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

    «Угости мышек чаем»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.
    «Подбери дорожки к домикам»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
    Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

    «Почини коврик»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».


    «Мостики для зайчат»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».
    Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».
    «Сбор урожая»
    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
    Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

     

     

    Приложение 4
    Логические задачи

    Два гусенка и двое утят
    В озере плавают, громко кричат.
    А ну, посчитай поскорей
    Сколько всего в воде малышей?
    (четыре)


    Пять веселых поросят
    У корытца в ряд стоят.
    Два ушли в кровать ложиться
    Сколько свинок у корытца?
    (три)


    С неба звездочка упала,
    В гости к детям забежала
    Три кричат вслед за ней:
    «Не забудь своих друзей!»
    Сколько ярких звезд пропало,
    С неба звездного упало?
    (четыре)


    Два цветочка у Наташи
    И еще два дал ей Саша.
    Кто тут может посчитать
    Сколько будет 2+2?
    (четыре)


    Привела гусыня – мать
    Пять детей на луг гулять
    Все гусята, как клубочки:
    Три сынка, а сколько дочек?
    (две дочки)

     

     

    Приложение 5
    Игры на воссоздание и преображение


    «Справа как слева»

    Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

    Содержание.

    Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

     

     

     

     

     

     


    Приложение 6


    Физминутки
    Руки в стороны
    Руки в стороны, в кулачок,
    Разжимаем и на бочок.
    Левую вверх!
    Правую вверх!
    В стороны, накрест,
    В стороны, вниз.
    Тук-тук, тук-тук-тук!
    Сделаем большой круг.

    Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
    Ручками похлопали, раз-два-три.
    Ножками потопали, раз-два-три.
    И еще потопали и дружней похлопали.
    Сели, встали, и друг друга не задели,
    Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

    Раз - подняться, потянуться,
    Два - нагнуть, разогнуться,
    Три - в ладоши, три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире,
    Пять - руками помахать,
    Шесть - на место тихо сесть.

     

    «Считай, делай».

    Ты подпрыгни столько раз,
    Сколько бабочек у нас,
    Сколько елочек зеленых,
    Столько выполним наклонов.
    Сколько раз ударю в бубен,
    Столько раз поднимем руки.

    Мы ладонь к глазам приставим
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из под ладошек.
    И – направо! И еще
    Через левое плечо!
    Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

    Все выходят по порядку
    Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
    Раз-два-три-четыре!
    Дружно делают зарядку -
    Раз-два-три-четыре!
    Руки выше, ноги шире!
    Влево, вправо, поворот,
    Наклон назад,
    Наклон вперёд.

    Приложение 7
    Знакомство с геометрическими фигурами

    «Найди предмет»

    Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
    образцами.

    Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
    треугольник, прямоугольник, овал).

    Дети
    стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические
    формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем
    играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет
    такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,
    педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный
    предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
    Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра
    продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

    «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить представления детей о
    геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,
    треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки
    с контурами 5 геометрических лото.

    Педагог показывает детям фигуры, обводит
    каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
    нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все
    фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую
    фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную
    фигуру.

     


    «Три квадрата»

    Цель: научить детей соотносить по величине
    три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
    самый большой», «самый маленький».

    Материал. Три квадрата разной величины,
    фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

    Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,
    вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый
    маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие
    квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.
    Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
    башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
    сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую
    башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

    Геометрическое лото

    Цель: учить детей сравнивать форму
    изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому
    образцу.

    Материал. 5 карточек с изображением
    геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
    овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный
    мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,
    кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной
    (конверт, портфель, книга, домино, картина).

    Принимают участие 5 детей. Педагог
    рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем
    по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с
    изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать
    форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

    "Какие бывают фигуры"

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре о уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

     

     


    Приложение 8
    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в младшей группе
    Тема «Поиграем с Винни-Пухом»
    Цель: Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма). Развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. Развитие комбинаторных способностей.
    Методические приемы: игровая ситуация, дидактическая игра, загадки, работа со схемами.
    Оборудование: игрушка Винни-Пух, чудесный мешочек, блоки Дьенеша, карточки – символы, обручи 1 шт., картинки с изображением мишки, игрушки, елки, зайца.
    Ход:
    1. Орг. момент. Дети стоят в кругу на ковре.
    Мы ногами топ-топ.
    Мы руками хлоп-хлоп.
    Мы плечами чик-чик.
    Мы глазами миг-миг.
    1-сюда, 2- туда,
    Обернись вокруг себя.
    1- присели, 2- привстали.
    Руки к верху все подняли.
    1-2,1-2
    Заниматься нам пора.
    2. Дети рассаживаются на ковре. Раздается стук в дверь.
    В-ль: Ребята, к нам пришли гости. Кто же это может быть? ( появляется Винни - Пух с чудесным мешочком в руках.). Да это же Винни - Пух! Здравствуй Винни - Пух! ( дети здороваются с персонажем).
    В-П: Ребята, я принес для вас кое - что интересное! (показывает волшебный мешочек)
    Я чудесненький мешочек,
    Вам, ребята, я дружочек.
    Очень хочется мне знать,
    Как вы? любите играть? (ответы детей)
    В-П: Здорово! Я тоже люблю играть. Давайте играть вместе? Я буду загадывать загадки, если вы отгадаете, то узнаете, что находиться в мешочке.
    Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья?
                            (круг)
    Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нем - прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его …
                            (квадрат)
    Три угла, три стороны,
    Могут разной быть длины.
    Если стукнешь по углам,
    То скорей подскочишь сам.
                          (треугольник)
    В-П: Молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Как вы думаете, что находиться в мешочке? (ответы детей). Правильно, круг, квадрат и треугольник. А как можно назвать их одним словом? (ответы детей) Да, это геометрические фигуры.
    В-ль: ну что ж Винни-пух покажи нам пожалуйста, фигуры из своего чудесного мешочка. (Дети рассматривают фигуры, определяют ее форму, цвет.)
    В-ль Ребята, давайте поиграем с Винни Пухом в еще одну игру.
    Физминутка «Медвежата»
    Медвежата в чаще жили
    Головой своей крутили
    Вот так, вот так- головой своей крутили.
    Медвежата мед искали
    Дружно дерево качали
    Вот так, вот так –дружно дерево качали.
    И в развалочку ходили
    И из речки воду пили
    Вот так, вот так- и из речки воду пили
    А еще они плясали
    Дружно лапы поднимали
    Вот так, вот так- кверху лапы поднимали.
    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
    Прыг да скок, прыг да скок!
    Веселей скачи дружок!
    В-ль Ребята, а давайте сыграем с Винни-Пухом в еще одну игру? Она называется «Жмурки». Я спрячу все фигуры в мешочек, а вы по очереди, на ощупь должны будете определить что это за фигура и назвать ее. (Винни -Пух последним определяет фигуру)
    В-П: Здорово вы ребята умеете играть. А когда я доставал фигуру, то нащупал в мешочке что то еще. Сейчас покажу. (достает из мешочка карточки символы) что же это может быть?
    В-ль: Винни Пух, да это же карточки - символы. Они обозначают цвет, форму, размер. (рассматривание карточек). С ними тоже можно играть.  Винни-пух мы и тебя тоже научим. Только для этой игры нам еще будут нужны обручи. (внести  три обруча)
    В-ль:   В центр каждого обруча я положу три карточки символа. Вы помните что они обозначают.
    Воспитатель по очереди показывает карточки-символы, дети называют
    В-ль:  Вокруг обруча я разложу фигуры. Вы должны будете положить в центр обруча те фигуры, которые подходят по признакам к карточкам - символам. (привести пример)
    Задание : синие, круглые.
                       красные, квадратные
                       красные треугольные.
    В-П: Здорово у вас получилось. Мне понравилась такая игра. А я еще вот какую игру придумал: называется «Геометрическая  мозаика». У меня и картинки подсказки подходящие есть. (внести схемы и разложить на столе)
    В-ль. Ребята, сыграем с Винни-Пухом? Тогда нам нужно сесть за столы. Перед вами на столе лежат геометрические фигуры, а  на доске изображены картинки из  таких же фигур. Вы должны выбрать понравившееся изображение и сложить его с помощью фигур  на столе.
    Дети выполняют задание, индивидуальная работа с детьми затрудняющимися выполнить задание.
    3. В-П. А какую фигуру ты выложил? Какие фигуры ты для этого использовал? Какого цвета эти фигуры? Какие вы все молодцы! Мне очень понравилось с вами играть, спасибо за то, что и вы научили меня новым играм. Обязательно поиграю в них еще со своими друзьями. А мне пора уходить, но обещаю, что приду к вам еще!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx52.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    «Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Автор:

    Воспитатель

    МАДОУ№185

    Тюкавкина И.А

          Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Актуальность

        Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

          В своей работе применяю  идеи и рекомендации следующих авторов:  Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.

          Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи .

           Для определения эффективности своей работы  провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель  которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в  образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

          Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно   использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках работы по самообразованию  углубленно изучила  тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством  дидактических игр».

      Система работы.   

         Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.    В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

         Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

       Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. 

    А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

         Работая по данной теме,  поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.

          Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.
    2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
    3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.  

          Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

           С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.  Сделала картотеку  игр математического содержания на все возрастные группы.

      Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

         Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. (приложение 1)

        Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей   выстраиваю  с учётом следующих  принципов:

    1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.   

                                                                         

    1. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.          

                                                                       

    1. Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.

    1. Научность.

    1. Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

       Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников  использую следующие инновационные  методы и приемы:

    • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).  Для этого даю задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения. (приложение 2)
    • сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием. (приложение 3)
    • решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям  предлагаю продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент. (приложение 4)

    • воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее. (приложение 5)

    • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова», «Мы катались» и д.р)  и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,)  математического содержания. (приложение 6)

     

         В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками  провожу в различных формах:

    • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
    • обучение в повседневных бытовых ситуациях;( « Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы ( « Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);
    • самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

          Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений   разделила их  на группы:

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествия во времени

    3. Игры на ориентировку в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

          Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

          1.   К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

          Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало? «Бабочки и цветы»  и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

    Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

          2. Игры – путешествие во времени использую   для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью( дидактическая игра «Когда это бывает»).

           3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).

          4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» (приложение 7)

            Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

              Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены дидактические задачи, какими способами они решаются и  какова в этом роль воспитателя.

              Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия. 

             Работая с детьми младшего возраста, сама  включаюсь   в игру. Вначале   привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

             В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

           Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

           Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения,  полученные детьми в детском  саду - родители  закрепляли дома.  Использую разные формы работы  с родителями:

     - общие и групповые родительские собрания;

    - консультации, например,  «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»;

    - изготовление дидактических игр совместно    с родителями;

    - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

     - совместное создание предметно-развивающей среды;

    - анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

           Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают  математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

          В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует  развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является  одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

    Список литературы

    1. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". — Минск, 1983.

    Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова;

    1. Р.Л. Непомнящая. — Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.
    2. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". – Минск: Народная асвета, 1983.
    3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
    4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. — М.: "Просвещение",

    Приложение 1

    Дидактические игры по ФЭМП

    «В лес за грибами»

    Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

    Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)

     .

    «Малина для медвежат»

    Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

    Ход игры. Воспитатель говорит:

    - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

    «Угости зайчат»

    Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

    Приложение 2

    «Угостим белочек грибочками»

    Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

    «Жучки на листиках»

    Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут

    на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

    «Бабочки и цветы»

    Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

    Приложение 3

    Дидактические игры по развитию представлений о величинах

    «Украсим коврик»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

    «Домики для медвежат»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

    «Угости мышек чаем»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.

    «Подбери дорожки к домикам»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

    Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

    «Почини коврик»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».

    «Мостики для зайчат»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

    Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

    «Сбор урожая»

    Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

    Приложение 4

    Логические задачи

    Два гусенка и двое утят

    В озере плавают, громко кричат.

    А ну, посчитай поскорей

    Сколько всего в воде малышей?

    (четыре)

    Пять веселых поросят

    У корытца в ряд стоят.

    Два ушли в кровать ложиться

    Сколько свинок у корытца?

    (три)

    С неба звездочка упала,

    В гости к детям забежала

    Три кричат вслед за ней:

    «Не забудь своих друзей!»

    Сколько ярких звезд пропало,

    С неба звездного упало?

    (четыре)

    Два цветочка у Наташи

    И еще два дал ей Саша.

    Кто тут может посчитать

    Сколько будет 2+2?

    (четыре)

    Привела гусыня – мать

    Пять детей на луг гулять

    Все гусята, как клубочки:

    Три сынка, а сколько дочек?

    (две дочки)

    Приложение 5

    Игры на воссоздание и преображение

    «Справа как слева»

    Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

    Содержание.

    Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

    Приложение 6

    Физминутки

    Руки в стороны

    Руки в стороны, в кулачок,

    Разжимаем и на бочок.

    Левую вверх!

    Правую вверх!

    В стороны, накрест,

    В стороны, вниз.

    Тук-тук, тук-тук-тук!

    Сделаем большой круг.

    Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

    Ручками похлопали, раз-два-три.

    Ножками потопали, раз-два-три.

    И еще потопали и дружней похлопали.

    Сели, встали, и друг друга не задели,

    Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - нагнуть, разогнуться,

    Три - в ладоши, три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - на место тихо сесть.

    «Считай, делай».

    Ты подпрыгни столько раз,

    Сколько бабочек у нас,

    Сколько елочек зеленых,

    Столько выполним наклонов.

    Сколько раз ударю в бубен,

    Столько раз поднимем руки.

    Мы ладонь к глазам приставим

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже

    Поглядеть из под ладошек.

    И – направо! И еще

    Через левое плечо!

    Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

    Все выходят по порядку

    Все выходят по порядку - (ходьба на месте)

    Раз-два-три-четыре!

    Дружно делают зарядку -

    Раз-два-три-четыре!

    Руки выше, ноги шире!

    Влево, вправо, поворот,

    Наклон назад,

    Наклон вперёд.

    Приложение 7

    Знакомство с геометрическими фигурами

    «Найди предмет»

    Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими

    образцами.

    Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,

    треугольник, прямоугольник, овал).

    Дети

    стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические

    формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем

    играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет

    такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,

    педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный

    предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.

    Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра

    продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

    «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить представления детей о

    геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,

    треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки

    с контурами 5 геометрических лото.

    Педагог показывает детям фигуры, обводит

    каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых

    нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все

    фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую

    фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную

    фигуру.

    «Три квадрата»

    Цель: научить детей соотносить по величине

    три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

    самый большой», «самый маленький».

    Материал. Три квадрата разной величины,

    фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

    Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,

    вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый

    маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие

    квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.

    Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов

    башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх

    сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую

    башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

    Геометрическое лото

    Цель: учить детей сравнивать форму

    изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому

    образцу.

    Материал. 5 карточек с изображением

    геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,

    овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный

    мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,

    кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной

    (конверт, портфель, книга, домино, картина).

    Принимают участие 5 детей. Педагог

    рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем

    по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с

    изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать

    форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

    "Какие бывают фигуры"

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре о уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

    Приложение 8

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в младшей группе

    Тема «Поиграем с Винни-Пухом»

    Цель: Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма). Развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. Развитие комбинаторных способностей.

    Методические приемы: игровая ситуация, дидактическая игра, загадки, работа со схемами.

    Оборудование: игрушка Винни-Пух, чудесный мешочек, блоки Дьенеша, карточки – символы, обручи 1 шт., картинки с изображением мишки, игрушки, елки, зайца.

    Ход:

    1.        Орг. момент. Дети стоят в кругу на ковре.

    Мы ногами топ-топ.

    Мы руками хлоп-хлоп.

    Мы плечами чик-чик.

    Мы глазами миг-миг.

    1-сюда, 2- туда,

    Обернись вокруг себя.

    1- присели, 2- привстали.

    Руки к верху все подняли.

    1-2,1-2

    Заниматься нам пора.

    2.        Дети рассаживаются на ковре. Раздается стук в дверь.

    В-ль: Ребята, к нам пришли гости. Кто же это может быть? ( появляется Винни - Пух с чудесным мешочком в руках.). Да это же Винни - Пух! Здравствуй Винни - Пух! ( дети здороваются с персонажем).

    В-П: Ребята, я принес для вас кое - что интересное! (показывает волшебный мешочек)

    Я чудесненький мешочек,

    Вам, ребята, я дружочек.

    Очень хочется мне знать,

    Как вы? любите играть? (ответы детей)

    В-П: Здорово! Я тоже люблю играть. Давайте играть вместе? Я буду загадывать загадки, если вы отгадаете, то узнаете, что находиться в мешочке.

    Нет углов у меня,

    И похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо.

    Кто же я такой, друзья?

                            (круг)

    Он давно знаком со мной,

    Каждый угол в нем - прямой.

    Все четыре стороны

    Одинаковой длины.

    Вам его представить рад,

    А зовут его …

                            (квадрат)

    Три угла, три стороны,

    Могут разной быть длины.

    Если стукнешь по углам,

    То скорей подскочишь сам.

                          (треугольник)

    В-П: Молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Как вы думаете, что находиться в мешочке? (ответы детей). Правильно, круг, квадрат и треугольник. А как можно назвать их одним словом? (ответы детей) Да, это геометрические фигуры.

    В-ль: ну что ж Винни-пух покажи нам пожалуйста, фигуры из своего чудесного мешочка. (Дети рассматривают фигуры, определяют ее форму, цвет.)

    В-ль Ребята, давайте поиграем с Винни Пухом в еще одну игру.

    Физминутка «Медвежата»

    Медвежата в чаще жили

    Головой своей крутили

    Вот так, вот так- головой своей крутили.

    Медвежата мед искали

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так –дружно дерево качали.

    И в развалочку ходили

    И из речки воду пили

    Вот так, вот так- и из речки воду пили

    А еще они плясали

    Дружно лапы поднимали

    Вот так, вот так- кверху лапы поднимали.

    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

    Прыг да скок, прыг да скок!

    Веселей скачи дружок!

    В-ль Ребята, а давайте сыграем с Винни-Пухом в еще одну игру? Она называется «Жмурки». Я спрячу все фигуры в мешочек, а вы по очереди, на ощупь должны будете определить что это за фигура и назвать ее. (Винни -Пух последним определяет фигуру)

    В-П: Здорово вы ребята умеете играть. А когда я доставал фигуру, то нащупал в мешочке что то еще. Сейчас покажу. (достает из мешочка карточки символы) что же это может быть?

    В-ль: Винни Пух, да это же карточки - символы. Они обозначают цвет, форму, размер. (рассматривание карточек). С ними тоже можно играть.  Винни-пух мы и тебя тоже научим. Только для этой игры нам еще будут нужны обручи. (внести  три обруча)

     В-ль:   В центр каждого обруча я положу три карточки символа. Вы помните что они обозначают.

    Воспитатель по очереди показывает карточки-символы, дети называют

    В-ль:  Вокруг обруча я разложу фигуры. Вы должны будете положить в центр обруча те фигуры, которые подходят по признакам к карточкам - символам. (привести пример)

    Задание : синие, круглые.

                       красные, квадратные

                       красные треугольные.

    В-П: Здорово у вас получилось. Мне понравилась такая игра. А я еще вот какую игру придумал: называется «Геометрическая  мозаика». У меня и картинки подсказки подходящие есть. (внести схемы и разложить на столе)

    В-ль. Ребята, сыграем с Винни-Пухом? Тогда нам нужно сесть за столы. Перед вами на столе лежат геометрические фигуры, а  на доске изображены картинки из  таких же фигур. Вы должны выбрать понравившееся изображение и сложить его с помощью фигур  на столе.

    Дети выполняют задание, индивидуальная работа с детьми затрудняющимися выполнить задание.

    3.        В-П. А какую фигуру ты выложил? Какие фигуры ты для этого использовал? Какого цвета эти фигуры? Какие вы все молодцы! Мне очень понравилось с вами играть, спасибо за то, что и вы научили меня новым играм. Обязательно поиграю в них еще со своими друзьями. А мне пора уходить, но обещаю, что приду к вам еще!

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

    "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.

    Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...


     

    Комментарии

    Сорокина Ирина Петровна

    smileyЗдравствуйте Ирина, ознакомилась с вашим опытом работы, очень интересный материал, я бы хотела спросить у вас, почему для самообразования вы выбрали именно эту тему?

    Тюкавкина Ирина Александровна

    Здраствуйте, Ирина. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. А это служит хорошей основой для успешного обучения детей в школе. Дидактическая игра в свою очередь дает хорошие результаты в усвоении математических представлений, активизируя интерес к образовательной деятельности.smiley