Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
статья по математике (подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Борисовна

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм и новым технологиям.

Пусть дети думают, что они только играют, создают изображения. Но незаметно для себя в процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть и творить. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в развитии математических представлений через использование развивающих математических игр и математических технологий.

Практика показала, что дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным.

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования развивающих игр и упражнений, игрового занимательного материала с дошкольниками, с целью достижения желаемого результата, использую инновационные формы и методы обучения.

Прежде чем приступить к работе над данной темой, я провела анализ психолого-педагогической литературы по вопросам по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные развивающие игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

Подобрала методический материал, диагностику, развивающие игры разработала программу «Заниматика» для детей от 3-7 лет.

                                 Работая по данной теме, я поставила перед собой

Цель:

создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие

Задачи:

– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

- оказывать методическую помощь родителям в организации развивающих игр в домашних условиях.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован центр занимательной математики «Развивайка»    В который собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Материал, находящийся в математическом центре, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. Математический центр пополняется с каждым годом в соответствии с возрастными особенностями детей.

Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом центре способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к центру и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.

Развивающие игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. Изучив, педагогические технологии, отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения. Часто использовала сюрпризный момент - приём неожиданности: появление «гостей», «письма». Далее постепенно стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка старалась ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности).

Благодаря развивающим играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Начинаю с простейших игр, например: «Сделай узор», «Много-мало», «Мишка собирает ягоды», «Найди свой домик». А затем уже знакомлю с играми: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т. д. которые имеют  познавательное  содержание, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова.

Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Мишка». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Для развития у детей умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения использую математические задачки. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Читая книги, я учу различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту, считаем по количеству. Называли героев сказки «Репка» «Теремок», «Колобок» начиная с начала или наоборот с конца и т.д.. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».

Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Гуляя на прогулке находили высокие деревья и низкие кусты.

В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект ребенка. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким какой он есть, чтобы ребенок мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь), постоянно использовала в речи слова.  Обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

При проведении дидактических игр я использовала, изготовленную мной, картотеку, на каждой карточке указано название игры, цель, ход игры.

В процессе игры у детей выработалась привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся. Также предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось». Включала в работу с детьми и серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они способствовали умению составлять целое из частей, развитию воображения, конструктивного мышления, вырабатывать силу воли, умение доводить начатое дело до конца. Для развития внимания, умения делать логические выводы. В работе с детьми использую логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру. Для ориентирования в пространстве использовала в работе план -карту, с помощью которой дети закрепляли знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Это способствовало развитию у детей памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей; умению считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной.

Для быстрого и эффективного усвоения новой информации и закрепления изученного материала использую лепбуки, такие как «Играем и считаем», «Лепбук ФЭМП», «В мире финансов» в занимательно- игровой форме.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, 

полученные детьми в детском  саду - родители  закрепляли дома.

Использую разные формы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации, например,  «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»;

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Благодаря использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают  математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

В заключение можно сделать следующий вывод: использование развивающих  игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует  развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является  одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Заключение

Вывод:Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей. Повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.

И только комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1» с.Малета

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

                                                           Выполнила: Бадмаева Н.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...