Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.
консультация на тему

Казакова Юлия Николаевна

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. именно дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую (обучающую) задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_femp_dlya_roditeley.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы достичь вышеупомянутой цели, мы решаем следующие задачи:

• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

• Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• Формирование простейших графических умений и навыков

• Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. именно дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую (обучающую) задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами.

Упражняют детей в прямом и обратном счете, закрепляют порядок следования чисел натурального ряда, представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, реакцию, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.

  1. Игра « Путаница». Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание. Ход игры. В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда ребенок закрывает глаза, цифры меняют местами. Ребенок  находит эти изменения и возвращает цифры на свои места.
  2. Игра « Какой цифры не стало?» Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.Ход игры. В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
  3. Игра « Которой игрушки не стало». Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память. Ход игры. Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игры путешествия во времени.

Уточняют и закрепляют временные понятия, развивают коммуникативные навыки детей. Особенно дети любят игры с мячом «Утро, день, вечер, ночь»«Лови, бросай, дни недели называй»«Что за чем?»«Круглый год». Поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток, месяцев и т. д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому ребенку или взрослому для продолжения.

Игры на развитие пространственных представлений детей.

«Путешествие»«Кто первым отыщет игрушку?»«Мастерская ковров».

По просьбе сказочного героя, ребенку  нужно найти игрушку в комнате по словесной инструкции. «От стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т. д. ". ребенок выполняет задание, находит игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме ребенок  должен определить, где находится спрятанный предмет.

В игре «Мастерская ковров» ребенок сам создает свой оригинальный узор из геометрических фигур, затем рассказывает про него. «Красный круг в центре, в правом верхнем углу – зеленый треугольник, в правом нижнем – голубой и т. д»

Игры с геометрическими фигурами.

Способствуют развитию сенсорного восприятия, расширению представлений о геометрических фигурах и формах.

  1.  Игра «Чудесный мешочек»  хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.
  2. Игра «Кто больше увидит?»  На доске или столе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Ребенок рассматривает и запоминает их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Ребенку  предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на столе.
  3.  Игра «Найди предмет такой же формы» У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д. Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
  4. Игра «Посмотри вокруг»  помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра может проводиться в виде соревнования, а также на прогулке или по дороге в детский сад.
  5. Игра «Геометрическая мозаика»  предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу.

Надо сказать, что дидактические игры для ФЭМП тесно связаны, дополняют друг друга. И для развития логического мышления  мы рекомендуем использовать  игры – головоломки. Они развивают у детей:  пространственное воображение, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, логическое мышление, воображение, сообразительность, наблюдательность. 

Игра «Колумбово яйцо», Овал размером 15Х12 см разрезают, как показано на фото.http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-291383-1424924097.jpg

В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, одинаково окрашенный с обеих сторон. 

 Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Суть игры - головоломки заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтовhttp://www.puzzles.com/Puzzleplayground/TheEggOfColumbus/TheEggOfColumbusSol.gif

Развитие познавательных способностей и интереса дошкольников – один из важнейших вопросов развития ребенка дошкольного возраста. Нашим детям интересно узнавать что-то новое, им интересна новая деятельность, думаю, они всегда будут стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на их умственном развитии и развитии в целом. Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с  вами уважаемые родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...

Консультация для родителей" Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр"

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических предскавлений черех использование дидактических игр "...