Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"
презентация по математике

Горашева Виктория Васильевна

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры Выполнила: Горашева Виктория Васильевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №57» г. Нижний Новгород 2020

Слайд 2

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Слайд 3

Задачи: Количество Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти-все зеленые, эти-все маленькие и т.д.). Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного ; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного . Величина Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева ; различать правую и левую руки.

Слайд 4

Дидактические игры на закрепление цвета « Спрячь мышку» «Колобок и цветные дорожки» Задачи: Закреплять знания детей основных цветов; упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, внимание Задачи : Закреплять знания детей основных цветов спектра; овладение приемами замены значения цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, внимание, бережное отношение к игре.

Слайд 5

«Большая стирка» Задачи : Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «ни одного». Познакомить со способами составления групп и выделение из группы одного предмета (по цвету). Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, логическое мышление. Развивать речь, желание отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать усидчивость, внимание

Слайд 6

«Цветные прихватки» Дидактические игры на закрепление г еометрических фигур Задачи : Закреплять знания детей основных цветов; упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук( кубик в руках вращается). Познакомить с геометрическими фигурами ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Воспитывать усидчивость, внимание, познавательный интерес.

Слайд 7

«Цветные шляпки» Задачи : продолжать учить детей соотносить предметы по цвету. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «ни одного». Закреплять умение составления групп по определенным признакам и выделение из группы одного предмета (по цвету, геометрической фигуре, размеру). Закреплять умение сравнивать по размеру большой, маленький. Закреплять понятия «вверху-внизу», «слева-справа», использовать в речи предлоги «в», «над», «под».

Слайд 8

Многофункциональная игра «Четыре цвета» Задачи игры : продолжать учить детей соотносить предметы по цвету. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «ни одного». Знакомить детей с эмоциями. Активизировать в речи детей: названия цветов (красный, желтый, зеленый), геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Эмоций (радость, удивление, обида, грусть, спокойствие). Развивать мелкую и крупную моторику рук, меткость, глазомер. Обогащать эмоциональный опыт детей. Воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к игре, играть аккуратно. Способствовать радостному эмоциональному настрою детей.

Слайд 9

«Вязанный конструктор» Задачи: Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Активизировать в речи детей: названия цветов (красный, желтый, зеленый), геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с понятиями: длинный короткий, узкий-широкий. Развивать воображение и фантазию.

Слайд 10

« Занимательные круги Луллия» Задачи : продолжать учить детей соотносить предметы по цвету. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Закреплять понятия «вверху-внизу», «слева-справа», использовать в речи предлоги «в», «над», «под». Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по геометрической форме, находить предметы одинаковой и разной формы

Слайд 11

«Математический кораблик» З адачи : продолжать учить детей соотносить предметы по цвету. Познакомить с понятиями: «высокий», «низкий», «узкий», «широкий» , равный по высоте, равный по ширине .

Слайд 12

Спасибо за внимание!!! Желаю всем творческих успехов!!!



Предварительный просмотр:

Текст к слайдам презентации о формировании ЭМП через сенсорные д/и

1сл   Добрый день меня зовут Горашева Виктория Васильевна, я работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад №57»,

Хочу представить Вашему вниманию презентацию о своей работе по теме  «Формирование элементарных математических представлений у детей  младшего дошкольного возраста через  дидактические игры»

2сл  Цель  работы обогащение сенсорного опыта детей  младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Начнем с терминов Сенсорика (от латинского sunser — ощущение)   – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. От того, насколько точно дети научатся воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

    На занятиях по ФЭМП  сенсорное развитие происходит путем узнавания величины, формы, цвета предмета. Мы знаем: дети познают мир через игру. Чтобы помочь ребятам познакомиться, усвоить и запомнить новые  математические понятия в своей работе  использую дидактические  игры. Которые  учитывают возрастные особенности, с одной стороны, а с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора.

3 сл  Задачи  по ФГОС  

 Количество

  Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти-все зеленые, эти-все маленькие и т.д.).

   Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, мало, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами  много, один, ни одного.

 Величина

      Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по  заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине,  высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

      Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева; различать правую и левую руки.

4 сл Перейдем к  дидактическим играм на закрепление цвета.

 Представляю Вашему вниманию игры сделанные  своими руками.

Первая игра, наша любимая « Спрячь мышку» в моем варианте связанная мышка прячется в варежку такого же цвета. Задачи: Закреплять  знания детей основных цветов; упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, внимание.

Вторая игра «Колобок и цветные дорожки» Задачи: Закреплять  знания детей основных цветов спектра; овладение приемами замены значения цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, внимание, бережное отношение к игре.

5сл Хочу отметить, что   родители воспитанников, осознавая насколько важно значение сенсорного развития для детей помогли в изготовлении дидактических игр « Большая стирка» «Занимательные круги Луллия» , за что им большая благодарность. Игра «Большая стирка» ребятам очень понравилась,  эта игра прочная, изготовлена из фанеры, покрашена акриловыми красками. У стиральных машин поднимается крышка и выстиранные вещи можно достать  сверху и вынуть из люка. Большой ассортимент одежды для мальчиков и девочек.

Задачи: Закрепление основных цветов спектра; упражнение в подборе аналогичного цвета.

 Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «ни одного». Познакомить со способами составления групп и выделение из группы одного предмета (по цвету). Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, речь, желание отвечать на вопросы воспитателя.

6 сл  Переходим к играм на закрепление геометрических форм. Игра « Цветные прихватки», как Вы успели заметить, что игры постепенно усложняются. В этой игре ребятам нужно не только назвать цвет прихватки, но и определить форму, на какую геометрическую фигуру она похожа. В игре помогает волшебный кубик, он подсказывает ребятам прихватку какой формы им выбрать. Задачи игры : Познакомить с геометрическими фигурами ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук( кубик передается из рук в руки и  вращается). Воспитывать усидчивость, внимание, познавательный интерес.

7 сл Теперь перед вами игра из фетра «Цветные шляпки». конечно ребятам хотелось их сразу примерить , но я объяснила привила игры, для чего служат шляпы, их нужно украшать. К предыдущим задачам  добавляются:  познакомить ребят с  составления групп по определенным признакам и выделение из группы одного предмета (по цвету, геометрической фигуре, размеру). Закреплять умение сравнивать по размеру большой, маленький. Закреплять понятия «вверху-внизу», «слева-справа», использовать в речи предлоги «в», «над», «под». Постепенно задачи игры усложняются,  добавятся геометрические фигуры:  треугольник,  прямоугольник, овал, ромб, оттенки цветов розовый и фиолетовый.

8 сл   Многофункциональная  игра из бросового материала «Четыре цвета».

Сделана из упаковки от чипсов, обклеена цветным оракалом. На экране варианты использования игры. Можно сортировать геометрические фигуры  или крышечки от пюре по цвету,  развивать меткость и глазомер использую  игру как кольцеброс, познакомить детей с эмоциями, использовать цилиндры как предметы заместители в сюжетно ролевой игре.. Нашим  ребятам понравилось сортировать шары по цвету.  - Задачи игры: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Закреплять умение различать количество предметов, используя при   этом слова «один», «много», «ни одного».  Знакомить детей с эмоциями. Обогащать эмоциональный опыт детей. Воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к игре, играть аккуратно.

9 сл «Вязанный конструктор» Данная игра представляет из себя связанные из цветной пряжи полоски с одной стороны пуговица, а с другой петля.  Эта игра заинтересовала ребят, но оказалась сложной. С моей помощью ребята сделали квадрат, треугольник и прямоугольник. Украсили цветочками. Для себя отметила, что нужно сделать схемы для наглядности, как соединить полоски, чтоб получились геометрические фигуры. Так же игра  используется для сравнения по длине и ширине. Задачи: Закреплять знания цветов и геометрических фигур. Познакомить с понятиями: длинный -короткий, узкий-широкий, равный по длине, равный по ширине. Развивать воображение и фантазию.

10сл. Следующая игра « Занимательные круги « Луллия». Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Для достижения этих целей и была изготовлена эта игра. Она состоит из трех фанерных кругов разного диаметра, стрелки и множества предметных карточек. Круги разделены на сектора. Можно вращать и круги и стрелку. Задачи игры:  Учить детей соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Закреплять понятия «вверху-внизу», «слева-справа», использовать в речи предлоги «в», «над», «под». В своей работе  с детьми  я использовала максимум два круга. На начало года я отметила для себя, что множество карточек мешают  ребятам сосредоточиться, понять вопрос воспитателя и правильно ответить. Поэтом пользоваться игрой буду индивидуально, учитывая способности ребенка.

11.сл Игра «Математический кораблик»  К деревянной основе прикреплены детали от крупного конструктора «Лего». Обогащая сенсорный опыт детей эта игра учит соотносить предметы по цвету. Знакомить с понятиями: «высокий», «низкий», «узкий», «широкий» , равный по высоте, равный по ширине.. Эта игра ребятам понравилась.

12 сл. На ваших экранах бизиборд, изготовленный нашими замечательными папами. Этот чудесный предмет не только обогащает сенсорный опыт детей, но и развивает мелкую моторику детей, активизирует речь детей.

От себя хочу добавить, что ребята с интересом встретили новые игры, у кого быстро происходит запоминание цвета, геометрической формы, сравнения по  величине, составлении групп предметов по признаку,  а у кого-то это происходит медленнее и есть над чем работать.

В прошлом месяце нам приобрели интерактивную панель, в которой есть игры по нашей теме. Для себя поставила задачу, сделать интерактивную игру для ребят.

13. спасибо за внимание, творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений для детей младшего возраста. Тема: «В гости к Бабе-Яге»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений для детей младшего возраста.Тема: «В гости к Бабе-Яге»...

Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Учимся играя»

Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста "Учимся играя"...

Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста.

Тематическое планирование непосредственной  образовательной деятельности по формированию элементарных  математических представлений   для детей младшего возраста, составлено по темам и ...

Консультация для воспитателей: «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей:«Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста»   Математика возникла в глубокой древности из практических потреб...

Консультация для воспитателей «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»...

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»

консультация для педагогов  "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...