«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
статья по математике (младшая группа)

Переверзева Татьяна Алексеевна

консультация для педагогов  "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра. 

Поэтому, я и выбрала тему: «Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.
  2. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.  

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление;

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагаются детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий.

    При использовании  дидактических игр я применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что игровые ситуации проходят в веселой, занимательной и доступной игровой форме.  

Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

1.  Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: « Посади бабочку на свой цветочек» «Разноцветные бусы»«Подбери по цвету», «Воздушные шарики», "Найди пару" и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета«Какой это формы?»«Круг и квадрат»«Заплатки для коврика»«Найди предмет по форме» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие»«Найди такое же колечко», «Какой мяч больше»«Три медведя» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

2. на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы», «Куда пойдешь и что найдешь». Эти игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивать у них образное мышление.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары» «Подбери колеса для машины», «Цветочная поляна» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

4. Игры с предметами: «Собери пирамидку»«Собери матрешку», «Построй башенку» и т. д. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т.д.

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (кубиками, башенки). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

В своей работе применяю педагогические технологии следующих авторов:

В.П. Новикова «Математика в детском саду»

И.П. Афанасьева «Вместе учимся считать»

Н.Л. Куваева, Ю.В. Микляева «Конспекты занятий по математике»

Е.Г. Сычёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Также условием успешной реализации математических представлений является организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Для этого в группе организован центр «Занимательная математика». В нем я разместила: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Пирамидки», «Рамки и вкладыши», «Геометрический кубик», «Домик с геометрическими формами»,  «Цветные кубики»,  и т. д.  Игры   расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Игры меняю в соответствии с тематикой образовательной деятельности и интересами детей. Имеется картотека: стихи, загадки, занимательные вопросы, лабиринты, головоломки, считалки и физкультминутки с математическим содержанием.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в центре математики, вовлекаю  в игры малоактивных и пассивных детей.  Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

В заключение можно сказать: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. А использование дидактических игр в образовательном процессе способствует этому очень эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...