план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

ykrgalina

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 « Колосок»

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Дидактические игры

как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)

детей старшего дошкольного возраста»

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."

В.А Сухомлинский.

Актуальность

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя   разнообразные   дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  1. изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
  2. внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;
  3. обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
  5. формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
  6. формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);
  7. развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
  8. развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.

- Дети:

- занятия по формированию элементарных математических представлений,

- дидактические игры на запоминание цифр;

- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;

- дидактические игры на закрепление количественных представлений;

- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;

- дидактические игры на закрепление навыка сравнивания двух чисел;

- дидактические игры на закрепление состава числа.

Методы работы:

- словесные

- наглядные

- практические

- игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

Этапы работы:

1 этап. Организационно-диагностический

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.


Помесячный план методической работы воспитателя

по теме: «Дидактические игры как средство

формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Дидактические игры как средство

формирования элементарных математических представлений». Постановка цели и задач по теме

Проведение первичного мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Анкетирование родителей «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь

Изучение темы «Этапы познавательного развития. Возрастные особенности познавательного развития старших дошкольников»

Подбор дидактических игр по возрасту и уровню познавательного развития воспитанников

Обработка анкет, индивидуальное консультирование родителей по результатам анкетирования

Ноябрь

Изучение темы «Дидактические игры как средство

формирования элементарных математических представлений». Создание картотеки игр на запоминание цифр, картотеки игр на закрепление количественных представлений.

Дидактические игры «Сосчитай», «Математические рукавички: сосчитай и найди пару», «Найди столько же» и др.

Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития

Декабрь

Создание картотеки игр на состав числа

Дидактические игры «Математические домики», «Состав числа» и др.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей дошкольника»

Январь

Создание картотеки дидактических игр на сравнение чисел

Дидактические игры «Математические весы», «Какой математический знак», «Больше, меньше, равно» и др.

Консультация для родителей «Игра в развитии математических способностей»

Февраль

Создание картотеки примеров в пределах 10 в картинках

Дидактические игры по картотеке

Консультация для родителей «Учим математику дома»

Март

Составление картотеки задач на логическое мышление, задач в стихах

Дидактические игры по картотеке

Буклет для родителей «Математические игры с ребенком»

Апрель

Составление картотеки математических физкультминуток, картотеки загадок о геометрических фигурах

Разучивание физкультминуток по картотеке. Дидактические игры по составленным ранее картотекам.

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников

элементарных математических

представлений через

дидактические игры». Выступление на заседании Педагогического совета.

Дидактические игры по составленным ранее картотекам. Проведение итогового мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Родительское собрание «Особенности познавательного развития старших дошкольников». Ознакомление с результатами первичного и итогового мониторинга.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • применение игровых технологий в образовательном процессе.
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.
  • систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
  • пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.
  • обогащение опыта по проблемной тематике.
  • сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме познавательного развития детей.
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических игр в формировании элементарных математических представлений.

Используемая литература:

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997

10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5

12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Интернет-ресурсы:

- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.

- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm 

- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/ 

- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...