Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по математике (старшая группа) на тему

Иванова Елена Геннадьевна

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти.  Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей .Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_i_priemy.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы и приемы, как средство формирования  элементарных

математических    представлений у детей старшего дошкольного возраста.

           Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

 Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.  Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

            При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой теме.

Актуальность

Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте (содержание, методы),  ориентированна в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счётом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Между тем исследования показывают , что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а, те, которые  проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти.  Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей .Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Цель:

Создание дидактических и педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста , как основы познавательной активности.

 Объект: процесс развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет: игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей старшего  дошкольного возраста.

   Задачи:

           Развивающие:

1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.

2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.

          Воспитательные :

Развивать у детей познавательный интерес к математике.

             Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом следующих принципов:

принципа сознательности и активности, принципа доступности и наглядности ,  принципа систематичности и последовательности,  принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа индивидуализации.

         Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

            Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

            Интерес детей старшего дошкольного возраста  проявляется к игровым персонажам. С этой целью введены знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

          Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста , вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

          Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования : деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

          Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

            1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей  (на занятии использую большое количество разной  наглядности, материала для практических работ);    

            2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

            3. широкое использование игровой мотивации;

            4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

            5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

         6.развивающий характер заданий;

                На занятиях  применяю методы:

Игровой, проблемно-поисковый, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.  

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Задачи на смекалку геометрического характера также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит преобразование одних фигур в другие .

Количественный счет.

 Здесь использую прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы  я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например ,такой: первый, второй, третий, четвертый  по счету встанет… (физкультурные занятия)

Применение счета в игре  способствует закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного.

          Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

 Для индивидуальной работы с целью  формирования ориентировки в пространстве использую игры: «Путешествие по комнате», « Мастерская ковров». С помощью этих игр можно упражнять детей в умение ориентироваться  в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

            Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

         Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

            Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно- пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

                 Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические  игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

              Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.

          Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, я получила хорошие результаты, а именно:

дети стали уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;

 расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;

 дети знают прямой и обратный счет;

 у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

фразы и предложения стали  более развернутыми  и распространенными.

         Анализ проведенной диагностики выявил положительную динамику в усвоении детьми знаний по формированию элементарных математических представлений .

По моим наблюдениям на занятиях повысилась активность детей, в том числе у детей с дефицитом внимания. Опрос показал,  что70% детей выделили математику в разряд одного из любимых занятий.

          Таким образом, динамика обучения показала, что  использование игровых методов и приемов  дает положительный результат в развитии элементарных математических представлений.

            Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей,  разработан и апробирован цикл развивающих занятий по математике. Практическая значимость  заключается в использовании разработанных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

«Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми  к личности человека, ребенка.Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошк...