«Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

Кузнецова Галина Павловна

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми  к личности человека, ребенка.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которого они изображают предметы и явления. Детские рисунки часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников.

Игровые моменты в рисовании усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера – в изобразительной деятельности  мы используем в основном оболочку, форму игры, что повышает мотивацию детей, а, следовательно, и эффективность усвоения необходимых изобразительных  умений и навыков детей младшего дошкольного  возраста.

Однако в своей практической деятельности столкнулась с рядом противоречий:

С одной стороны, часто в работе с детьми происходит подмена понятия «игровой прием» с «игровым  сюрпризным моментом», цель которого заключатся в том, чтобы вызвать у детей интерес к теме изображения, организовать их внимание, т.е. как эмоциональный момент, не влияющий на результат занятия.

И с другой стороны направленность  игровых приемов детей младшего дошкольного возраста в рисовании идет от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического образа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_izodeyatelnost.docx57.63 КБ
Файл mrrop_kuznetsova_g.p._attestatsiya1.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации

1 слайд  

Визитная карточка

Каждый рабочий день – новое открытие, познание и радость от соприкосновения с маленьким и очень любознательным человечком. Он вырастет и обязательно будет счастливым.

2 слайд  «Тема презентации» 

Связь изобразительной деятельности с играми служит обогащению и развитию обоих видов деятельности, повышают интерес младших дошкольников к рисованию, их эмоциональную отзывчивость, способствуют эстетическому и нравственному развитию.

3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Продуктивные виды деятельности ребенка – лепка, аппликация и конструирование, и особенно  рисование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой.

Обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей младшего дошкольного возраста к игре. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой «волшебной палочки», как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? Меня заинтересовала  следующая проблема, при каких условиях игры и игровые приемы обеспечивают эффективное формирование изобразительных навыков у младших дошкольников.

Анализируя психолого – педагогическую литературу, публикации в периодической печати, материалы Интернета, изучая педагогический опыт коллег по данной теме, формировался мой педагогический опыт – «Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных  навыков  детей младшего дошкольного возраста»

Со своим опытом по развитию изобразительных навыков при включении игры непосредственно в процесс рисования младших дошкольников я выступала на педагогическом совете ДОУ.

4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» 

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми  к личности человека, ребенка.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которого они изображают предметы и явления. Детские рисунки часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников.

Игровые моменты в рисовании усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера – в изобразительной деятельности  мы используем в основном оболочку, форму игры, что повышает мотивацию детей, а, следовательно, и эффективность усвоения необходимых изобразительных  умений и навыков детей младшего дошкольного  возраста.

Однако в своей практической деятельности столкнулась с рядом противоречий:

С одной стороны, часто в работе с детьми происходит подмена понятия «игровой прием» с «игровым  сюрпризным моментом», цель которого заключатся в том, чтобы вызвать у детей интерес к теме изображения, организовать их внимание, т.е. как эмоциональный момент, не влияющий на результат занятия.

И с другой стороны направленность  игровых приемов детей младшего дошкольного возраста в рисовании идет от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического образа).

5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Теоретическая база моего педагогического опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме влияния игровой деятельности  на формирование изобразительных навыков детей дошкольного возраста, которой в свое время  занимались Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина.

Изобразительные навыки заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными навыками тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте заключается:

во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка,

во-вторых, в направлении внимания и усилий на создание графического образа.

Интересный и своеобразный опыт обращения к  игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Р.Г.Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон.  

Г.Г. Григорьева показала, что использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.

Игровые приемы широко применялись при обучении дошкольников технике рисования (Т.С. Комарова) и воспитании у них чувства ритма в изобразительной деятельности  (Ф. Котляр).  

6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности»

На основании всего вышесказанного, была определена цель работы, которая заключается:

Цель: Формирование изобразительных навыков у младших дошкольников посредством игровых приемов.  

Задачи:  (эти задачи представлены на слайде и зачитывать их не нужно). 

Образовательные:

  1. Формировать технические навыки (правильное использование карандашей, кисти и красок);
  2. Формировать умение  видеть цельный художественный образ;
  3. Формировать умение  находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке;
  4. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и восприятия особенностей и формы, пропорций, цвета, фактуры.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувственного;
  2. Развивать воображение и творческие способности.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства и окружающую природу; 

Задачи связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.

Остановимся на конечном результате, который будет, достигнут при решении поставленных задач:  

-проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;

-видит образ в своих рисунках; рассказывает, что рисует и обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится своей радостью;

-умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать, промывать, осушивать);

-выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит; отрывает кусочки, скатывает;

-начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

7 слайд «Ведущая педагогическая идея»

Основная идея опыта работы представлена как гипотеза, т.е. предположение о том, что  формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке будет  происходить успешно, если в организации изобразительной деятельности использовать игры и игровые упражнения. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания.

Но так же необходимо отметить, что формирование изобразительных навыков крайне важно соблюдение следующих условий:

- Игровой прием содержит все структурные компоненты: игровую задачу, сюжетно-игровой замысел, игровое действие;

- Игровой прием ориентирован на уровень знаний детей об окружающем мире и их личный общественный и эмоциональный опыт;

- Содержание и логика игровых действий соответствует логике и смыслу реальной жизненной ситуации;

- Игровой прием соответствует конкретной дидактической задаче, поставленной на занятии;

- При использовании игрового приема методически верно сочетаются игровые и обучающие действия, есть плавный переход от игры к прямому обучению и наоборот.

8 слайд -11 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

8 слайд

Работу по использованию игровых методов и приемов в формировании изобразительных  навыков  детей младшего дошкольного возраста условно разделила на  два этапа по временным отрезкам охватывает первую и вторую половину года.

Задачи 1 этапа

Первоначально мы с  детьми освоили изображение предметов, которые можно передать, используя умения рисовать прямые линии и их сочетания, округлые формы. Это дало нам  возможность рисовать достаточно широкий круг предметов. На этом этапе мы одновременно формировали  их  технические умениям  и элементарные  изображения предметов. 

Задачи 2 этапа

Задачи второго этапа представлены с усложнением, которые заключаются в формировании навыка в изображении прямоугольной формы. Поэтому их освоение мы начинаем  во второй половине года (флажки, разноцветные кубики).   Усложнение касается и формирования  навыков изображения сложных предметов из округлых и прямоугольных форм, развиваем умение  в простом виде передавать строение предметов, расположение частей.

Эти задачи представлены на слайде.

9 слайд

Структурно непосредственно организованная образовательная деятельность по рисованию состоит из трех частей: первая организующая процесс формирования замысла, вторая - его выполнение, третья - анализ и оценка детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения. 

Первоначально,  в начале учебного года,  мы решаем задачи   знакомства с изобразительным материалом  и используем игровые упражнения: обыгрываем изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). С ними советуемся,  учим их рисовать, «бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки и т.д.  

Логика применения игровых приемов такова:

1.Первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка. Игровые действия на данном этапе  могут быть разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест, имитация движения с игрушкой.

С целью заинтересовать детей предстоящей деятельностью используем прием инсценирования  или  приема обыгрывания игрушек или «участие» в деятельности какого-либо персонажа, тем самым вызывая у детей интерес и эмоции (сочувствие, сопереживание персонажу), чтобы они поняли и приняли игровую задачу, которая, по сути, совпадает с изобразительной. Например, петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червяков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (обыгрываем игрушку). Затем обращаемся к детям: «Кого так боится петушок? Давайте поздороваемся с Петей и спросим». В «разговоре» с петушком дети узнают, что он боится лисы. Затем  предлагаю  детям  помочь петушку - нарисовать для него высокую лесенку. В процессе использования этого приема я ставлю перед детьми игровые задачи, побуждаю к их принятию и самостоятельной постановке цели.

Для формирования технических навыков и для  создания детьми  простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм, используем такие игровые упражнения, как например, скачет зайчик, наматываем клубочки, солнышко с лучами, жучки на травке и т.д.

10 слайд

2.        Во второй части  осуществляем руководство процессом воплощения замысла. Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой базе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания.

На данном этапе используем такие игровые методы, как обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения  и поэтому он как - бы сопровождает его. Например, дети «нашивают» на платье бусинки, круглые и овальные; «собирают» (рисуют) рассыпавшиеся колечки, «застегивают» пуговицы на платье и блузке, этот игровой прием в данном случае стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими изобразительными средствами, стимулируя изобразительное творчество.

Хотелось бы отметить применение такого игрового приема как «Включение любопытного карандаша или кисточки».  Используем  этот игровой прием обыгрывания рисунка в форме словесного игрового действия, а совет, указание, вопросы  к детям как бы завершают это обыгрывание.  Создавая изображение, разговариваем  с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Например, в рисовании цыпленка, обращаем внимание какой остренький клюв у цыпленка. Задаем вопрос «Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?»

3.В третьей части занятия осуществляем анализ и оценку детских работ.

Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач, часто мы используем этот игровой прием  в анализе. Готовый рисунок обыгрываем с помощью мелких игрушек или поделок. Например, в рисовании тележки детям предлагали прокатить на тележке игрушек  - белочек, при этом говорили, вот какие высокие бортики у тележки, не упадет наша белочка.

11 слайд  «Педагогические условия эффективного развития»

Полноценная система работы по формированию изобразительных  навыков  детей младшего дошкольного возраста через использование игровых методов и приемов невозможна без определенных педагогических условий. На данном слайде они представлены. Рассмотрим каждый из них.

В виду того, что дети очень любят рисовать и рисуют  не только в организованной образовательной деятельности, но так же совместной и  в самостоятельной деятельности, то просто необходимо наполнить среду необходимым изобразительным материалом и игровым материалом, организовать предметно-развивающую среду, которая побуждала бы ребенка к действию, стимулировала желание ребенка творить.

Для организации такого рода среды необходимо соблюдать некоторые требования

  • учет возрастных особенностей детей;
  • учет уровня сформированности навыков изодеятельности (для детей, не имеющих достаточного количества навыков изобразительной деятельности, для детей способных с учетом их повышенных возможностей);
  • вариативность предложенного материала;
  • сменяемость (чтобы одновременно присутствовал знакомый материал, изучаемый, новый);
  • доступность (материал должен находиться в доступном для детей месте).

В предметно-развивающую среду, созданную в группе для организации занятий по изодеятельности, входят:

  • изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки);
  • бумага различной фактуры, цвета и формата;
  • шаблоны, штампы;
  • дидактические игры и пособия;
  • выставка детских работ;
  • настенная доска для рисования мелками или для рисования фломастерами.

12 слайд Следующим условием является взаимодействие с родителями. Для формирования изобразительных навыков очень важна самостоятельная изобразительная деятельность ребенка: в детском саду и дома. В младшем дошкольном возрасте особенно эффективно она проходит под руководством и при непосредственном участии родителей. Работа с семьей - один из путей косвенного влияния на формирование изобразительных навыков у младших дошкольников. Это хороший способ развития у ребенка уверенности в своих силах, смелости, творческих способностей. 

Анкетирование родителей на тему: «Художественно-эстетическое развитие Вашего ребенка». Цель анкетирования выявить, как родители оценивают изобразительное творчество детей, поддерживают ли интерес ребенка к рисованию, создают ли все необходимые условия для развития детского творчества. Анализ результатов анкетирования показал, что родители не считают важным поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству, не знают, как создать необходимые условия для детского творчества.
Отсюда и возникла необходимость разработать и провести с родителями мероприятия, которые бы позволили повысить уровень педагогического просвещения родителей.


После анкетирования провела для родителей консультацию: «Создание условий в семье для развития изобразительных навыков детей». В ходе консультации родителям даны советы, как учить ребенка рисовать, и рекомендации по использованию нетрадиционных изобразительных материалов в рисовании. 

Видя большой интерес я организовывала консультации для родителей, в родительском уголке ознакомила их с правилами работы с изобразительными материалами. Также работа с родителями решила одну очень важную проблему: хранение  детских работ.  Используя личностно-ориентированный подход к организации работы с детьми и родителями, я предложила, проявив фантазию оформить для каждого ребенка отдельную накопительную папку, которая позволит наблюдать динамику процесса развития навыков рисования у каждого ребенка. Также я использовала такой прием: подшивала  рисунки — получился альбом,  и написала  к ним текст (1—3 коротких предложения), получится книжка с рисунками детей.

Так же я  организовывала  выставки детских работ,  после каждого занятия.

  1. слайд «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

В связи с введением  ФГОС ДО изменилось и отношение к работе воспитателя в ДОУ.  Развитие современного общества предъявляет новые требования к ДОУ, к организации воспитательно-образовательного процесса. Одной из основных задач является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Новизна моей разработки заключается в том, что  в своей педагогической практике я применяю игру в образовательной деятельности несколько лет. Изучив научно-методическую литературу по теме, отобрав  и  обработав  необходимый материал, разработала и описала в опыте примеры  конкретных игровых мероприятий в рисовании,  которые я  использую в своей работе. Акцент делаю на том, что параллельно формированию технических осуществляется и формирование   изобразительных навыков , игровые приемы подчиняю общей задаче на протяжении все деятельности.

14 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Опираясь на программу «Программу воспитания и обучения в детском саду» нами  были использованы критерии и  показатели уровней развития в рисовании. Для выявления уровня сформированности изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы ДОУ нам необходимо провести наблюдение за изобразительной деятельностью младших дошкольников.  

В процессе наблюдения мы мониторили уровень сформированности изобразительных навыков по следующим параметрам:

1. Передача формы:

а) форма передана точно;

б) есть незначительные искажения;

в) искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение предмета:

а) части расположены верно;

б) есть незначительные искажения;

в) части предмета расположены неверно.

3. Передача пропорций предмета в изображении:

а) пропорции предмета соблюдаются;

б) есть незначительные искажения;

в) пропорции предмета переданы неверно.

4. Композиция:

а) соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

б) есть незначительные искажения;

в) пропорциональность разных предметов передана неверно.

5. Цвет:

а) реальный цвет предметов;

б) есть отступления от реальной окраски;

в) цвет предметов передан неверно;

6. Уровень самостоятельности:

а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

б) требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;

в) необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.

Обработка результатов обследования производится путем оценки изобразительных умений детей по 3-х балльной системе (3- высокий уровень, 2-средний уровень, 1- низкий уровень).

Данные нам показывают, что  по сравнению с предварительными наблюдениями в начале года дети поднялись на более высокий уровень сформированности изобразительных навыков в рисунке.

Результаты таблицы показывают, что увеличилось количество детей, отнесенных нами к высокому уровню развития изобразительных навыков за счет того, что часть из них перешла из среднего уровня к  высокому, а из низкого к среднему.

Изменились не только количественные, но и качественны характеристики: увеличилось количество детей, которые могли достаточно смело пользоваться изобразительными техниками, умели объяснить изображение и развить игровой сюжет, созданный на занятии, некоторые дети осознанно могли добавить дополнительные  детали, продолжив рисунок, следовательно, повысился  общий уровень развития изобразительной деятельности и интереса к этому виду деятельности у детей младшей группы.

Несмотря на то, что в результате не все дети смогли достигнуть высшего для данного возраста уровня развития изобразительных навыков, положительные изменения произошли у всех без исключения детей. По сравнению с наблюдениями в начале года отмечается большая заинтересованность в изобразительной деятельности.

Таким образом, в результаты работы подтвердили наше ведущую педагогическую идею о том, что формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисовании будет успешным, если в изобразительной деятельности, использовать игры и игровые упражнения

15 слайд  «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Мой педагогический опыт представляет собой целостную систему работы, где раскрыты формы и методы работы в поэтапном накоплении определенного объема изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста

Практическая значимость обобщенного педагогического опыта:

  • Методика использования игровых приемов  как средства формирования изобразительных навыков  младших дошкольников,
  • Описан комплекс диагностических приемов изучения влияния игр и игровых приемов на формирование изобразительных навыков  младших дошкольников.

Для внедрения  было разработано следующее:

1. Составлен перспективный план работы с отражением в плане работы тем  по предметному и декоративному рисованию с учетом усложнения и овладения техническими навыками.

2.Разработана серия конспектов НОД по рисованию с использованием игровых методов и приемов.

3. Составлена картотека игр и упражнений по развитию творческого воображения. 4.Создана предметно – развивающая среда с учетом рекомендаций ФГОС;

5.Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие замысла рисунка и обучение способам изображения детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов».

15 слайд - «Литература» 

В своей работе я использовала  литературу, которая помогает подготовить мотивацию к занятию, а также подробно описывает, как использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности, и подсказывает, как развивать творчество у детей дошкольного возраста. Использованная литература представлена на слайде.


Приложение

Месяц

Тема

Развернутое содержание работы

Игровой прием

Количество занятий

Сентябрь

«Знакомство с карандашом и бумагой» (стр.34)

Учить детей рисовать карандашами.

Учить правильно, держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах.

Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям.

Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Учить различать желтый цвет.

Обыгрывание незаконченного изображения

1

«Идет дождь» (стр.42)

Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления.

Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш.

Развивать желание рисовать.

Игровые ситуации

1

«Привяжем к шарикам цветные ниточки» (стр.48)

Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы.

 Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине.

Учить различать красный, желтый, синий цвет.

Обыгрывание

Выполненного изображения

1

«Красивые полосатый коврик» (стр.54)

Учить рисовать детей линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Игровая ситуация

1

Октябрь

«Разноцветный ковер из листьев» (стр.61)

Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса  кисти к бумаге.

Игровая ситуация, обыгрывание выполненного изображения

1

«Цветные клубочки» (стр.68)

Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая фломастер (карандаш) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание на красоту разноцветных изображений

Игровая ситуация

1

«Разноцветные мыльные» пузыри» (стр.75)

Продолжать учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.

Обыгрывание игрушек

1

«Рисование по замыслу» (стр. 81)

Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка.  Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Обыгрывание выполненного изображения

1

Ноябрь

«Красивые воздушные шары» (стр.89)

Учить детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать учить правильно, держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Разноцветные колеса» («Разноцветные обручи») (стр.95)

Учить рисовать предметы круглой формы слитным непрерывным движением кисти. Закреплять:

-знания цветов;

-умение промывать кисть.
Развивать восприятие цвета. Учить детей рассматривать готовые работы; выделять ровные красивые колечки.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Блюдце для молока» (стр.101)

Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончании работы. Продолжать учить радоваться свои рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность, творчество

Обыгрывание незаконченного изображения

1

«Кто живет в лесу» (стр.107)

Вызвать у детей желание рисовать. Учить рисовать следы зверей Упражнять в рисовании карандашами. Продолжать учить радоваться своим рисункам и рисункам товарищей; называть нарисованные предметы и явления. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество и самостоятельность

Обыгрывание игрушек

1

Декабрь

«Снежные комочки, большие и маленькие» (стр.113)

Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. Учить узнавать белый цвет в рисунках.

Обыгрывание предметов

1

«Деревья на нашем участке» (стр.120)

Учить детей создавать в рисовании образ дерева; рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Учить различать ствол, ветки.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» (стр.126)

Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. Познакомить с дымковской игрушкой; учить рисовать точки и линии, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Елочка» (стр.134)

Учить детей передавать в рисовании образ елочки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных или наклонных). Продолжать учить пользоваться красками и кистью (промывать кисть в воде и промокать ее о тряпочку (салфетку), прежде чем набрать краску другого цвета).

Обыгрывание незаконченного изображения

1

с 01.01. по 10.01. праздничные дни - занятия не проводятся

Январь

«Украсим рукавичку - домик»

Интегрированное занятие по мотивам театрализованного действия (стр.148)

Учить рисовать детей по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Обыгрывание незаконченного изображения

1

«Украсим дымковскую уточку» (стр.154)

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.

Игровые ситуации

1

«Мы слепили на прогулке снеговиков» (стр.160)

Вызвать у детей желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Продолжать учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навык закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти.

Обыгрывание

Выполненного изображения

1

Февраль

Рисование по замыслу (стр.166)

Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка.  Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Игровая ситуация

«Светит солнышко» (стр.172)

Учить детей передавать в рисунке образ
солнышка, сочетать округлую форму
с прямыми и загнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки (баночки). Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. Развивать самостоятельность, творчество дошкольников.

Игровая ситуация, обыгрывание выполненного изображения

1

«Самолеты летят» (стр.178)

Закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей; проводить линии в разных
направлениях. Учить передавать в рисунке образ предмета. Развивать эстетическое
восприятие

Игровая ситуация

1

«Деревья в снегу» (стр.184)

Учить детей передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать снежные шапки.

Обыгрывание игрушек

1

Март

«Солнечный зайчик» (стр.191)

Учить цветовым пятном передавать характер образа; развивать навыки работы с кистью.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Все сосульки плакали» (стр.196)

Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления.

Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Поменяем воду в аквариуме» (стр.203)

Учить выполнять размашистые мазки, различать голубой цвет.

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Шагают наши ноженьки по узенькой дороженьке» (стр.210)

Учить ритмично наносить мазки кистью по горизонтали листа, располагать  изображение с содержанием  действия, замечать характер наносимых следов, выполнять движение в общем для всех темпе. Развивать чувство цвета, воображение.

Обыгрывание незаконченного изображения

1

Апрель

«Мой веселый звонкий мяч» (стр.216)

Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончании работы. Продолжать учить радоваться свои рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность, творчество

Обыгрывание игрушек

1

«Праздничные флажки» (стр.222)

Упражнять детей в рисовании предметов квадратной формы. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении – сверху – вниз, не заходя за контур; располагать изображения по всему листу бумаги.

Обыгрывание предметов

1

«Одуванчик» (стр.228)

Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы, воспитывать желание любоваться цветами. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончании работы. Продолжать учить радоваться свои рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность, творчество

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Матрешек русский хоровод» (стр.233)

Учить кистью точки и линии разной толщины, развивать умение работать с гуашью, различать предметы по величине, дать детям возможность самостоятельно выбрать цвета для рисунка Закреплять приемы рисования красками. Закреплять знание цветов. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.

Обыгрывание выполненного изображения

1

Май

«Цып – цып – цып, мои цыплятки» (стр.240)

Учить размазывать краску рукой , дорисовывать карандашом или фломастером детали; формировать представление о круглой или овальной форме предметов, Развивать фантазию и воображение при помощи кляксографии. Развивать желание рассказывать о своих рисунках.

Обыгрывание незаконченного изображения

1

«Рисование красками по замыслу» (стр.246)

Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить вносить элементы творчества, отбирать нужные краски для своего рисунка, пользоваться в работе полученными умениями

Обыгрывание выполненного изображения

1

«Яркие флажки»(стр.252)

Упражнять детей в рисовании предметов квадратной формы. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении – сверху – вниз, не заходя за контур; располагать изображения по всему листу бумаги.

Игровая ситуация

1

«Листочки и почки» (стр.257)

Учить передавать изменение образа, рисовать ветку с почками и листочками, воспитывать интерес к природе. Развивать эстетическое восприятие

Игровая ситуация

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кузнецова Галина Павловна Место работы – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101» Должность – воспитатель Квалификационная категория – СЗД, Образование - среднее профессиональное педагогическое Педагогическая деятельность в МБДОУ «Детский сад №101» - с 2000 г. Педагогический стаж – 38 лет «С детьми всегда должна быть рядом. Даря тепло и согревая взглядом, Их в мир прекрасного вести, И помнить заповедь – не навреди!»

Слайд 2

«Игровые приемы как средство формирования изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста» «…Нам по плечу любое дело И если только захотим Мы на клочке бумаги белой Вам в красках мир изобразим!» «Рисование является типичным творчеством младшего дошкольного возраста . В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование», - Л.С. Выготский.

Слайд 3

1 . Анализ методической литературы по проблеме целенаправленного использования игровых методов и приемов в формировании изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Флерина, А.А. Волкова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, В.Н. Зинченко, А.А. Баранов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузин). 2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта по теме «Игровые методы и приемы как средство формирования изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста» Литература, интернет-ресурсы ). Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович).

Слайд 4

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования . Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность - Однако в своей практической деятельности столкнулась с рядом противоречий:

Слайд 5

Возможность формирования изобразительных навыков позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.

Слайд 6

Цель : Формирование изобразительных навыков у младших дошкольников посредством игровых приемов Ожидаемые результаты: Повысится интерес к этому виду деятельности, Пробудится эмоциональная отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; Развиваются и совершенствуются изобразительные умения, Могут развить игровой сюжет, созданный на занятии, Темы и замыслы станут разнообразны и оригинальны. Изобразительные задачи Технические задачи Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира (красный, зеленый, желтый, синий); предметах разной формы, размера (большой, маленький, длинный, короткий). -Формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза, выработка навыков и умений в использовании карандаша, кисти и гуаши. Соотнесение предметов с рисунками и иллюстрациями Освоение первых приемов пользования карандашом, фломастером, кистью и гуашью (в начале года); Создание образов из пятен и линейным контуром формообразующими движениями; Освоение приемов декоративного узора: прямые линии, точки, круги, мазки; - Формировать умения использовать средства выразительности; - Формировать навыки сотворчества с взрослыми и самостоятельно.

Слайд 7

Ф ормирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке происходит более успешно, если в изобразительной деятельности (рисовании) систематически используются игры и игровые упражнения. У словия эффективности -Игровой прием содержит все структурные компоненты: игровую задачу, сюжетно-игровой замысел, игровое действие; - Игровой прием ориентирован на уровень знаний детей об окружающем мире и их личный общественный и эмоциональный опыт; - Содержание и логика игровых действий соответствует логике и смыслу реальной жизненной ситуации; - Игровой прием соответствует конкретной дидактической задаче, поставленной на занятии; При использовании игрового приема методически верно сочетаются игровые и обучающие действия, есть плавный переход от игры к прямому обучению и наоборот.

Слайд 8

Задачи: 1.Научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); 2.Развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета; 3.Формировать технические навыки. Задачи: Научить изображению предметов прямоугольных форм 2.Закреплять навык изображения различных предметов, состоящих из сочетания линий, сложных предметов, состоящих из одинаковых элементов передавая их основные признаки (цвет, форму); 3.Развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета; 4.Развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги; 5.Совершенствовать технические навыки.

Слайд 9

I .Организация процесса формирования замысла рисунка - действенный мотив изобразительной деятельности, повышающий качество усвоения предлагаемых знаний и умений. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ Создание игровой ситуации с элементами игры-драматизации для возникновения сюжетно-игрового замысла На первом этапе необходимо вызвать у детей интерес к результату изобразительной деятельности. Прием обыгрывания игрушек Мобилизация личного опыта детей: использование иллюстраций, коротких стихов

Слайд 10

С овместное рассматривание всех выполненных на занятии рисунков. 2.Во второй части осуществляем руководство процессом воплощения замысла Обыгрывание незаконченного изображения. 3.В третьей части занятия осуществляем анализ и оценку детских работ. Обыгрывание законченного изображения.

Слайд 11

Педагогические условия эффективного развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников 1.Развивающая предметно-пространственная среда Самостоятельное рисование карандашами и Фломастерами Для этого в группе я разнообразила предметно- развивающую и создала уголок творчества. В самостоятельной деятельности дети вполне готовы к рисованию картинок с использованием обобщенных форм и линий.

Слайд 12

2.Взаимодействие с родителями Проведение консультаций «Создание условий в семье для развития творческих способностей детей». В ходе консультации родителям даны советы, как учить ребенка рисовать, и рекомендации по использованию нетрадиционных изобразительных материалов в рисовании. Также работа с родителями решила одну очень важную проблему: хранение детских работ. Новизна моей разработки заключается в том, что в своей педагогической практике я применяю игру в образовательной деятельности несколько лет. Изучив научно-методическую литературу по теме, отобрав и обработав необходимый материал, разработала и описала в опыте примеры конкретных игровых мероприятий в рисовании, которые я использую в своей работе. Акцент делаю на том, что параллельно формированию технических осуществляется и формирование изобразительных навыков , игровые приемы подчиняю общей задаче на протяжении все деятельности

Слайд 13

В результате проделанной нами работы: 1. Дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают нам о своих интересах в рисунке. 2. Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что у них получается, и делятся с нами своей радостью. 3. Умеют пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, кисть, тычек и действовать ими. 4. Достаточно смело и уверенно выполняют изобразительные действия: рисуют линии, штрихи, пятна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадк...

Интерактивные игровые методы и приемы развивающих занятий в работе детьми дошкольного возраста

Интерактивные игровые методы и приемы развивающих занятий в работе  детьми дошкольного возраста...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...