«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят придумывать новые сюжеты для игры, истории. Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. Мы хотим вам немного рассказать о этом методе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_modelirovaniya_skazok_soobshchenie_na_pedsovet.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка детский сад №1214 «Ивушка»
Сообщение на педсовет по теме:
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель старшей группы
Барыкина И.И.
Декабрь 2012
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят придумывать новые сюжеты для игры, истории.
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев всегда противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко, мы решили использовать метод моделирования сказок, не только как средство речевого, но и как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем приступить к работе, мы определили, на каком уровне находятся дети нашей группы. Результаты диагностики по образовательной области «Чтение художественной литературы» показали,что не все дети нашей группы умеют определять жанр произведения, рассказывают любимые сказки, рассказы, а также большинство детей не любят и не пытается придумывать сказки.
По результатам диагностики, мы наметили последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
Приступая к работе по данной теме мы руководствовались «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Москва – 2005 год, с ориентиром на ее обновленный вариант: «От рождения до школы» (под ред. Н. Веракса, Т. Комаровой, М. Васильевой) Москва -2011г.
Для определения задач мы ознакомились с программно-методическим обеспечением , которое имеется в группе ,а также в пед. кабинете: - «Программа по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова; - «Придумай слово» О.С. Ушакова; «Развитие речи и творчества дошкольников»/ под редакцией Ушаковой О.С. ; «Театрализованные занятия в детском саду» Маханева Н.Д.; Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста Горбушина Л.А., Николаичева А.П.; «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» Боголюбская М.К., Шевченко В.В. и др.
Мы определили для себя следующие задачи:
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление, воображение и творчество, эмоциональную отзывчивость;
- уметь создавать воображаемые образы и узнавать сказочные ситуации;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
В работе со сказкой мы включали 3 основных направления работы:
1. Знакомство со сказкой.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, Развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
3. Развитие умственных способностей - задания на развитие мышления и воображения.
Эти направления включают в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных - грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры - драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
г) развитие умения использовать и самостоятельно строить модели сказок при пересказе, сочинении сказок.
Свою работу мы начали строить с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, лису, волка.
Далее мы перешли к более сложным сказкам. Мы вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Гуси - лебеди»,«Крошечка -Хаврошечка»,«Кукушка», «Заюшкина избушка», и др. По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки.
В своей работе мы использовали потешки, присказки, такие как :
Лиса по лесу ходила,
звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
лиса лапотки плела.
(эту присказку можно отнести к сказке «Заюшкина избушка» и к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк») и др.
К сказке «Заюшкина избушка» на фланелеграфе мы разместили фигурки – изображения персонажей. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения. Дальше мы предложили детям не только рассказывать знакомую сказку, но и самостоятельно придумать другую концовку или продолжение сказки.
Мы пришли к выводу, что детям интересно рассказывать сказки , используя метод моделирования. Занятия стали проходить в более живой форме, дети с удовольствием драматизировали отдельные кусочки сказки, начали фантазировать, принимать участие в сюжетно – ролевых играх используя сказочные сюжеты, стали более активны, внимательны друг к другу. А самое главное, что дети с удовольствием рассказывают и придумывают сказки.
Мониторинг образовательной области «Чтение художественной литературы» показали, что 5 детей имеют высокий уровень, 12 - средний уровень, 8 - низкий. Можно отметить , что дети стали часто просит почитать, или рассказать им сказки, их интересует все, что связано с книгой, они с удовольствием слушают детские произведения, задают вопросы по содержанию прочитанного. Часто рассматривают книги, рассматривание сопровождается речью. Большинство из ребят могут самостоятельно рассказать сказку,с удовольствием пытаются составлять свои сказки. Также, большинство детей стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы стали отвечать более полными, выразительными ответами.
Работа с родителями для нас не менее важная составляющая воспитательного процесса, чем работа с детьми.
В рамках работы с родителями, прежде всего мы проводили индивидуальные беседы и консультации, на которых объясняли как важно читать детям сказки, ознакомили родителей с примерными списками произведений для чтения детям , рекомендованными программой «От рождения до школы» (под ред. Н. Веракса, Т. Комаровой, М. Васильевой),рассказали – какие сказки мы планируем читать в детском саду в течении года, а - какие сказки лучше всего читать детям, и др.
В своей дальнейшей работе мы планируем продолжать развивать фантазировать, воображать, домысливать используя метод моделирования сказок. В качестве совместной работы педагогов, родителей и детей планируется работа по созданию книжки - малышки, составленной из придуманных детьми сказок. В рамках этого проекта , мы планируем предложить родителям записать придуманые своими детьми сказки и в дальнейшем составить из них небольшую книгу сказок детей нашей группы. Кроме того на январь месяц нами запланировано родительское собрание на тему: «Как часто вы читаете детям?» с показом НОД по О.Х.Л.
Закончить свое сообщение мне хочется известной русской пословицей «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.
Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...
Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...
Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»
Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)
Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи...
Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (доклад из опыта работа)
laquo;Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»(доклад из опыта работы)...