"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в процессе общения с окружающим. Специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить детей вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор, отвечать на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильева Н. А.

МБДОУ г. Иркутск детский сад № 114

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У детей необходимо развивать коммуникативные, речевые умения, которые не формируется без влияния взрослого. Можно выделить несколько групп диалогических умений: 1. собственно речевые умения-вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим); 2. поддерживать и завершать общение (учитывать условия и  ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться логично, связно);  3. говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога; 4. умение речевого этикета, в  речевой этикет включается: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие,  неодобрение, поздравление, благодарность, прощение и др.; 5. умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе; 6. умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, участвовать в обсуждении определённой темы; 7. неречевые (невербальные) умения: уместное использование мимики и жестов.  Важно учить ребенка вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Общение с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Педагог разговаривает с детьми по любому удобному случаю, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь взрослого может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. В старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют более длительное время слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться самому. Разговоры их более длительны, запас знаний больше, а интересы. Педагог обращает большое внимание на содержание речи, ее правильность. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Сначала взрослый дает образец словесной просьбы. По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую форму. Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. Пи этом главном условии для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которая должна всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а, следовательно, и развивает их. Для обучения детьми способами общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей. Эффективным методом развития диалогической речи являются дидактические игры. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги. В них закрепляется умение адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнять какое-либо действие, расспросив предварительно партнера, поговорить на определенную тему, проанализировать и оценить поведение. Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимания к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей. Беседа-это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. В одних беседах систематизируется, и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Литература

  1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.:Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика-Синтез,1999.-272 с.
  3. Ветрова В.В. ,Смирнова Е.О. Ребенок учиться говорить. – М.: Знание, 1998. -94с.
  4. Ушакова О.В. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с.
  5. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В. , Иванова Р.А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. 5-7 лет. Книга для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-186 с.  

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи детей первых лет жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание....

«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...

Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мысл...

Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мысл...