Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи

Ласькова Елена Анатольевна

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.

https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Мастер класс для педагогов ДОУ

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Ласькова Е.А.

(Слайд 2)

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Послушайте притчу.

Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел, и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. (слайд 3)Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika - искусство запоминания).

«Мнемноника (мнемотехника), -  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того, не зная!
 Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.    

(Слайд 4)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.   Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

(слайд 5)

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются мною для:

  • обогащения словарного запаса,
  • формировании правильного звукопроизношения (слайд 6)
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок (слайд 7)
  • при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.

(слайд 8)

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: 

Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней      изображено.

2 этап:

Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: 

После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.   происходит отработка метода запоминания.

(слайд 9) Работать с мнемотаблицами я начала в младшем возрасте, использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 (слайд 10)

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

 (слайд 11)

При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия: 

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

(предложить педагогам на ватмане)

При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы отображаем в мнемотаблице.

(слайд 12)При обучении составлению рассказов в мнемотаблице  показываются не только назывные понятия, а и предположительные действия. Вот так мы составляем рассказ о зиме:

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных, некоторые лесные животные впали в спячку. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.    

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать  интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволил мне, как педагогу повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

 «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский.                                                                                                      

Обратите внимание на предложенную мной мнемотаблицу (слайд № 13 )
А теперь ,уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения и прочитать его, опираясь на таблицу:
(слайд 14)Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки?.."
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

(на листе а3 составляется таблица совместно с участниками мастер класса)
примерная таблица, которая может получиться:

-А теперь попробуйте отгадать пословицы, зашифрованные в мнемодорожках:
(слайд 15,16)

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Делу время, а потехе час.

Глаза боятся, а руки делают 

Каждый кулик свое болото хвалит. 

Затем предложить оставить мнемодорожки по известным пословицам-один составляет, остальные – угадывают.


Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Готовь сани летом, а телегу –зимой.

Поспешишь-людей насмешишь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Итак, обучение детей с применением приемов мнемотехники для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

Обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Статья об использовании приёмов мнемотехники в формировании связанной речи у детей старшего дошкольноговозраста....

Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цели:* Повышение педагогической культуры родителей;*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к зауч...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Цель:Пзнакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...