Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Полищук Ирина Ивановна

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                      

руководитель ОПП ММЦ

МАОУ ДО МУК «Эврика»                                                        

(подпись)________________                                                               

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА

Автор: Учитель-логопед МАДОУ «ЦРР «Умка» Полищук Ирина Ивановна. Педагогический стаж – 29 лет.                                                                             Педагогическое кредо: «Моё призвание – учить детей красиво говорить!»                                                                                                     Мой девиз: «Вести вперёд любых детей, речь делать краше и умней».                                                                                                                                                          Место проведения: МАДОУ «ЦРР «Умка». ЯНАО, г.Новый Уренгой, мкр.Оптимистов, д.11, корпус 3,  + 7 3494245005.       

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».                                                                

Проблема:  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

      Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется с общением с компьютером и телевизором, с планшетом или телефоном. Поэтому развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой.

 В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

        Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

        Учитывая то, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому я считаю, что эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.       

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические формы работы. Эффективно использование мнемотехники.  Мнемотехника  помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.  В связи с этим разработка данного мастер-класса является актуальной. Такая форма работы, как применение мнемотехники  помогает детям с ОНР лучше понять и запомнить материал.                                                                                                                         

Кому адресована программа: Молодым специалистам, учителям-логопедам без категории, учителям-логопедам детских садов.                                                                                                              

Целевое назначение программы.   

  1. Обучить участников применению приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить учителей-логопедов дошкольных организаций с формой работы мнемотехники.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования мнемотаблиц.
  4. Повысить мотивацию педагогов к созданию авторских мнемотаблиц по лексическим темам.

 Задачи:  

  1. Проанализировать форму работы использования мнемотехнических приёмов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР  с точки зрения педагогической ценности.
  2. Повысить уровень мастерства педагогов.
  3. Познакомить педагогов с этапами изготовления мнемотаблиц и последовательностью работы с ним на занятиях.

План работы мастер – класса

дата

время

проведения

тема занятия (основные понятия)

(5 занятий за год: октябрь-май)

технология реализации (формы и виды работ)

1

27.11.2020

Ознакомление с планом работы «мастер-класса» по теме:                     «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».                                                 1. Изучение литературы по вопросу изготовления мнемотаблиц.
2. Составление плана - схемы мнемотаблиц.
                                                    4. Подбор и изготовление демонстрационного материала для  изготовления мнемотаблицы по теме: «Составление сравнительного рассказа об овощах» по мнемотаблице.

Показ, дискуссия

Презентация

Учитель-логопед д/с «Умка»

Полищук И.И.

2

17.12.2020

1. Применение мнемо-таблицы  на занятиях по речевому развитию по теме: Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» по мнемотаблице.        

 2.Совместная работа педагога с логопедами по составлению мнемотаблицы  по теме: Сравнительный рассказ по схеме «Одежда».

3.Презентация «Составление описаний диких зверей с применением мнемотаблицы».

4. Презентация «Составление сравнительных рассказов о фруктах» по мнемотаблице.

Презентации:

Учитель-логопед д/с «Умка»

Полищук И.И.

Практическая работа

Учитель-логопед  д/с «Теремок» Адьянова Н.А.

Учитель-логопед  д/с «Белоснежка»

Смирнова Л.Н.

Учитель-логопед «Цветок Уренгоя»

Мороз О.А.

3

21.01.2021

1. Составление рассказа по авторской мнемотаблице «Сравнение кошки с котёнком».  

 

 2. Презентация мнемотаблицы «Домашние животные и их детёныши».    

3.Презентация: Составление рассказа по картинно-графическим схемам «Зимние забавы».

4.Презентация: Составление сравнительного рассказа по мнемотаблице по лексической теме «Транспорт», «Письмо от почтальона Печкина».                  

Показ из опыта работы:

Учитель-логопед д/с «Умка» Полищук И.И.

Учитель- логопед д/с «Теремок»

Габдуллина Г.З.

Учитель-логопед д/с «Лада»

Васильева О.И

.

Учитель-логопед д/с «Умка»

Кыркунова И.В.

 4

 

25.03.2021

 

1.Практическое занятие по теме «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ежи» с помощью мнемотаблицы».

                                                                                     2. Презентация: «Составление сравнительных рассказов о зимующих птицах по мнемотаблице».

3.Презентация: Составление сравнительного рассказа «Рыбы».

4.Презентация: Составление сравнительного рассказа «Времена года».

Презентации: Учитель-логопед д/с «Умка» Полищук И.И

Учитель-логопед д/с «Золотой петушок»

Игнатьева Е.В.

Учитель-логопед д/с «Цветок Уренгоя» Ковальчук Н.В.

Учитель-логопед д/с «Загадка» Колеватова Е.Н.

5

20.05.2021

1.Анализ о работе городского мастер-класса за учебный период (май).  

2.Методические рекомендации по составлению авторских мнемотаблиц.

3.Картотека авторских мнемотаблиц.

                                 

Отчёт, презентации

Учитель-логопед Петрова Т.Н.

МАДОУ Детский сад «Виниклюзия»

Учитель-логопед Полищук И.И.

МАДОУ «ЦРР «Умка»


 Какие знания получат участники.

   - Предметные. Умение составлять авторские мнемотаблицы  по лексико-грамматическим темам.

  • Методические. Разработка методических рекомендаций по составлению авторских мнемотаблиц.
  • Психолого-педагогические. Мотивация самообразования и переход к работе в инновациях и нововведениях. Педагоги дошкольного учреждения освоят идеи и формы работы с мнемотаблицами.

Что увидят участники мастер – класса: разработанные методические рекомендации  по лексическим темам «Обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»; разработанные презентации по лексическим темам.

Какую работу должен будет выполнить участник мастер-класса

1. Творческие задания по теме Мастер класса.

2. Ознакомится с методическими рекомендациями; участие в  дискуссии, в представлении своей авторской презентации и разработка занятия.  

Ожидаемые результаты

1. Активизация педагогической деятельности, формирование востребованности педагогов к самообразованию, самореализации через инновационную деятельность;

2. Пополнение знаний по теме;

3. Пополнение наглядного материала;

4. Создание видеотеки по тематике;

Аттестация слушателей.

1. Презентация авторских мнемотаблиц и разработанных занятий по данной презентации.

2. Публикации в сети интернет.

Руководитель мастер-класса:                                           И.И. Полищук

solnishko.2105@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цели:* Повышение педагогической культуры родителей;*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к зауч...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....