Главные вкладки

    Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья по развитию речи (старшая группа)

    Светлана Сачкова

    В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представленного  в виде картинно-графического плана. Показаны конкретные приемы, которые позволяют педагогу достичь необходимого результата.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ispolzovanie_mnemotehniki.docx802.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

    Сачкова С.Б., учитель-логопед

    МБДОУ д/с № 14 с.Марьино Успенского района

    Аннотация: В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представленного  в виде картинно-графического плана. Показаны конкретные приемы, которые позволяют педагогу достичь необходимого результата.

    Ключевые слова: зрительные образы, специально-организованная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, простая схема, мнемодорожка, мнемотаблица.

    Если ребенок молчит, покажи ему картинку и он заговорит.

    Ушинский К.Д.

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

    В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности.

    Развитие связной речи на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

    Актуальность:

    • приёмы мнемотехники облегчают овладение связной монологической речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
    • дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

    Цель:

    Создать определенные условия для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехнических приемов.

    Задачи:

    1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи  связной речи.
    2. Формирование коммуникативных умений, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
    3. Активизация речемыслительной деятельности.
    4.    Отобрать и систематизировать методы и приемы мнемотехники.
    5. Разработать:
    • перспективное планирование по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связной речи с использованием приемов мнемотехники;
    • конспекты занятий по обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием приемов мнемотехники.

    Обучение проводилась в группе компенсирующей направленности  для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в течении двух лет и строилась по принципу – от простого к сложному. Многолетние исследования показали, что дети с указанной патологий при формирование связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Исходя из этого при подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский.

    Вся работа по обучению связной речи с использованием метода мнемотехники построена с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Большевой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьёвой и др..

    У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Лишь немногие из воспитанников способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Часто рассказы бессвязны. Дети пропускают моменты действий. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между предложениями. Кроме того традиционные занятия по обучению связной речи не вызывали особого интереса у детей.

    Работа по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехнических приемов проводилась по двум направлениям:

    1. специально-организованная деятельность с детьми;
    2. самостоятельная деятельность детей.

    На первом году обучения велась работа по знакомству с графическим способом представления информации, овладения ребенком схематической моделью умению сопоставить иллюстрацию с реальным предметом, а затем   дешифровать модель.

    На начальном этапе одной из самых сложных заданий для детей с общим недоразвитием речи являлось составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема состоящая из двух предметных картинок и стрелки позволяет смоделировать много различных предложений.

    Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания (пересказе, составление рассказа по картинке и серии картинок, в описательном и творческом рассказе).

    Применяются три основных вида моделей рассказа: цепная связь, параллельная, лучевая связь. Для детей дошкольного возраста предпочтение отдается рассказам цепной и лучевой структуры.

    На начальном этапе овладения моделированием детям предлагают декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3 – 4 изображений.

    Только после того как малыш усвоил простую схему, мнемодорожку можно переходить к мнемотаблице, с опорой на которую ребенок вспомнит и воспроизведет сказку, рассказ, стихотворение.

    На второй год обучения рекомендуется перенести самостоятельную деятельность учащихся. Это такие виды рассказывания как описание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов. Так как при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:

    - с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;

    - установлением последовательности в изложении выявленных признаков;

    - удержанием в памяти этой последовательности.

    Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи целую серию схем для составления описательных и сравнительных рассказов, а так же стихов и загадок. Для большей эффективности была проведена классификация с учетом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. При использовании этих схем возможно проведение занятий по описанию и сравнению предметов, а также заучиванию стихов и загадок. К концу второго года обучения дети сами учатся составлять схемы для описательных рассказов, придумывают загадки. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические обороты, метафоры.

    Таким образом, приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Постепенное усложнение речевого материала, постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно слабых), исключение отрицательной оценки деятельности детей, акцентирование внимание на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности, самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей. По мнению психологов и педагогов, использование предметных, предметно-схематических и графических моделей, выступающих как средство мнемотехники, облегчает процесс освоения связной речи. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов (пересказов), поэтому они успешно могут использоваться в практике.

    C:\Users\User\Desktop\фото садик\20181127_102807.jpg                     C:\Users\User\Desktop\фото садик\20181024_092742.jpg

       

                D:\фото детсад8 марта 2019\20190425_095802.jpg   

                                                            D:\фото детсад8 марта 2019\20190425_095850.jpg

    Список литературы

    1. Алабужева ,С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.

    2. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. -- СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. - 150с.

    3. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.

    4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

    7. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать. -- М.: «Просвещение», 1985.

    8. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 1994. -- 96 с.Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». -- 2006 (июль--август).

    9. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.

    10. Ткаченко, Т. П. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, -- 1990,-- №10.

    16. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.

    17. Эльконин, Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

    СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...