Главные вкладки

    Статья "Система коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи".
    статья по логопедии на тему

    Дмитриева Екатерина Сергеевна

    Статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система коррекционной работы по развитию связной речи

    у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед

    ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга

    Опираясь на ранее разработанные методики развития связной речи Гомзяка О.С., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А. и др., а также свой опыт, я разработала систему коррекционных занятий, которая позволяет развивать у детей с общим недоразвитием речи навыки речевого общения и построения связных монологических высказываний.

            Система развития связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи построена с учетом возрастного развития и особенностей речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

    В старшей группе я ставила задачу подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи я разделила поквартально и выделила три основные направления:


    1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
    2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
    3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

    Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут по степени их усложнения:


    - рассказы детей по готовому образцу;
    - рассказы по восприятию;
    - рассказы по памяти;
    - рассказы по воображению.

    Требования, которые  я предъявляю к детям в речевой деятельности:
    - осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
    - полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
    - последовательность;
    - широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
    - правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
    - культура изложения в широком смысле слова;
    - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
    - интонационная выразительность речи,
    - достаточная громкость,
    - отчетливость произношения.

    На занятиях я использовала такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий постоянно создавала такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевали изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

    Для эффективного развития речи, на мой взгляд,  необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

    Разработанная мною система предусматривает использование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживали положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.

    Данная работа с детьми осуществлялась мною как на специальных коррекционных занятиях, так и в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, в ходе режимных моментов.

            Воспитатели нашей группы в свою очередь решали задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке, в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения. Для них был подготовлен и проведен семинар «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

            Мною был также подготовлен материал в папку для родителей «Развитие связной речи у детей».

    Рекомендуемая мною система обучения включает ряд разделов, предусматривающих овладение навыками монологической речи в следующих формах: составление высказывания по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа – описания, рассказывание с элементами творчества.

    Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным формам речи.

    На начальном этапе обучения (в сентябре) я формировала у детей установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Закрепляла навык составления ответа на вопросы в виде развернутых предложений. На занятиях дети усваивали ряд языковых средств, прежде всего лексических (слова – определения, глагольная лексика), необходимых для формулирования высказываний. Мною использовались упражнения по составлению предложений по картинкам, ряду последовательных предложений методом распространения его грамматической основы, фразы по нескольким предметным картинкам. Я использовала постановку соответствующих вопросов  к картинкам или давала образец ответа.   Проводила упражнения по формированию и закреплению навыков составления вопросов, упражнения и речевые игры, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков формулирования высказываний, формирование чувства языка. Я использовала такие игры, как: «Подбери слово», «На что похоже?», «Узнай, о чем это?». К словам дети подбирали синонимы и антонимы, составляли словосочетания и предложения с данными словами, составляли предложения – ответы на вопросы.

    После подготовительного этапа каждый месяц я проводила занятия по пересказу текста, по составлению рассказа – описания предметов, рассказыванию по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.

    При обучении пересказу мое занятие включало подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок); чтение произведения; разбор текста («языковой» и «содержательный»); пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на мою помощь, далее – по опорному плану, самостоятельный пересказ). Занятие заканчивалось анализом детских рассказов.

    При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учились выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевали основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формировались речемыслительная деятельность, активизировались зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивались память, внимание, наблюдательность.

    На первых этапах обучения я использовала подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходило формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. В конце года дети учились составлять описательный рассказ.        

            Обучение рассказыванию по картинкам включало в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Зимние забавы» и др.) Дальше шло обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбиралась каждая картинка серии (у детей формировались навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с моей помощью они учились выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения). Дальше картинки в нужном порядке размещались на наборном полотне, по моим вопросам  определяли общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляли высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляли рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.

            При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляли рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводилось по плану, а затем самостоятельно.

            

     Система занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    I период

    1.    Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.

    2.    Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.

    3.    Формирование предложений:

    - из трех слов  по схеме:
    именительный падеж существительного  + глагол + дополнение

    (Мальчик взял машину);

    -  из четырех слов  по схеме:
    именительный падеж существительного  + глагол + два  дополнительных слова.
    (Девочка моет руки мылом).

    4.    Формирование предложений с однородными:

    -  прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.);

    -  глаголами (Листья кружатся, падают, летят.);

    - существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).

    5.    Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а»
    (Груша сладкая, а лимон кислый).

    6.    Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.

    7.    Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.

    8.    Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.

    9.    Пересказ текста  с помощью наводящих вопросов.

    10.    Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.

    11.    Пересказ текста «по цепочке».

    12.    Пересказ текста  без помощи вопросов.

    13.    Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.

    14.  Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

    15.  Заучивание наизусть небольших диалогов.

    Лексические темы:

    1. «Осень. Признаки осени».

    6. «Одежда».

    2. «Деревья осенью».

    7. «Обувь».

    3. «Овощи». «Огород».

    8. «Игрушки».

    4. «Фрукты». «Сад».

    9. «Посуда».

    5. «Грибы». «Ягоды». «Лес».

     II квартал (период)

    1.    Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.

    2.  Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.

    3.    Составление предложений с глаголами, с различными приставками, с глаголами совершенного и несовершенного вида.

    4.   Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика)

    5.    Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница; Телятница Оля кормит телят.)

    6. Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами:
    (Дети катаются на лыжах)

    7.    Распространение предложения путем добавления слов:

    Дети катаются на санках.

    Зимой дети катаются на санках.

    Зимой дети катаются на санках с горы.

    Зимой дети катаются на санках с  ледяной горы.

    8.    Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).

    9.    Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.

    10.  Пересказ текстов без помощи вопросов.

    11.  Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки, с работой на фланелеграфе.

    12.  Совершенствование разговорной речи. Обучение вести несложный диалог, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.

    13.  Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.

    14.  Продолжение работы над интонационным оформлением фраз, понимание интонационно-смысловой выразительности, вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации, ударения в словах.

    Лексические темы:

    1. «Зима». «Зимующие птицы».

     7.«Профессии на транспорте».

    2. «Домашние животные зимой».

    8. «Посуда».

    3. «Дикие животные зимой».

    9. «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия».

    4. «Новый год».

    10.«Стройка. Профессии. Трудовые действия».

    5. «Мебель». «Части мебели».

    11. «Наша армия».

    6. «Транспорт грузовой и пассажирский».

    III квартал (период)

    1.    Составление предложений по опорным словам, по схеме.

    2.    Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.

    3.    Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.

    4.    Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «в-из», «к-от», «над-под», «из», «перед», «возле», «около».

    5.    Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.

    6.    Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.

    7.    Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям, по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.

    8.    Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:

    -  придумать заголовок к рассказу;

    -  закончить рассказ;

    -  придумать начало;

    -  рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.

    9.    Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:

    -  определить последовательность событий на картинках;

    -  определить причинно-следственные связи;

    -  выделить главный сюжет.

    10.    Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).

    11.    Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.

    12.    Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).

    13.    Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.

    Лексические темы:

    1. «Весна. Приметы весны. Прилет птиц».

    7. «Откуда хлеб пришел?».

    2.«Комнатные растения».

    8. «Почта».

    3. «Речные, озерные и аквариумные рыбы».

    9. «Правила дорожного движения».

    4. «Наш город».

    10. «Насекомые».

    5. «Весенние сельскохозяйственные работы».

    11. «Лето».

    6. «Космос».         

    12. «Полевые цветы».

    Список литературы 

    1.     Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского.  М. 1968 год.

    2.     Д.Б. Эльконин. Развитие речи. М. 1964 год.

    3.     Е.И.Тихеева. Развитие речи детей. М. 1964 год.

    4.     Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. 1990 год.

    5.     Ф.А.Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. 1984 год.

    6.  М.Б.Межиковская, М.П.Скрипченко. Логопедические занятия в специализированных детских садах. Ташкент. 1989 год.

    7.     Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи. М. 1994 год.

    8.     Н.С.Жукова. Формирование устной речи. М. 1994 год.

    9.     Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. М. 1987 год.

    10.   А..М.Бородич. Методика развития речи детей. М. 1981 год.

    11.   Р.А.Белова. Нарушение речи у дошкольников.

    12.   Дефектология №10 - 1990 год, №6 - 1986 год, №4 - 1990 год, №6 - 1987 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

    Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...