Главные вкладки

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Демочко Софья Владимировна

    Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общим недоразвитием речи  воображают, фантазируют однообразно и стереотипно. Как же научить ребенка творческому воображению? 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_demochko_s.v.docx19.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    с общим недоразвитием речи

         Качество коррекционной работы с детьми, поступившими в логопедическую группу с заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР), зависит от своевременного решения всего комплекса проблем, связанных  с этим типом тяжелого нарушения речи. Необходимо научить ребенка произносить звуки в соответствии с нормами родного языка, много времени уходит на расширение объема словарного запаса, коррекцию грамматического строя, развитие связной речи. Все это для чего?  Конечно же,  для формирования коммуникативной функции языка, для общения. Некоторые лингвисты считают, что язык создан не только для этого, коммуникация - побочный продукт. Язык создан для мышления. Трудно научить произносить звуки правильно, но труднее научить мыслить. Особенно мыслить творчески, воображать (т.е. создавать образы). Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы. Как же научить ребенка творческому воображению? Современный мир ориентирует нас на развитие творческой активности, успешен часто тот, кто  способен нестандартно решать жизненные проблемы. Поощряя ребенка к фантазированию, мы побуждаем его уходить от стандартов в мышлении, проявлении эмоций. Ребенок учится понимать сам себя, учится, как вести себя в реальной жизни. Поэтому педагоги, психологи указывают на большое значение воображения, фантазии в жизни дошкольника.  Умеющий фантазировать ребенок эффективно усваивает новые знания, творчески преобразовывает имеющиеся знания.

         Воображение ребенка отличается от воображения взрослых. Часто дети фантазируют однообразно, схематично, стереотипно. Особенно это касается детей с ОНР. Для творческого воображения необходимы образы, хранящиеся в памяти, знания, представления. А у ребенка с ОНР знаний и представлений недостаточно. Для фантазирования необходимо уже не только творчески преобразовывать имеющиеся знания, но и создавать новые ситуации, придумывать нереальные объекты, события.

         В работе с детьми предпочитаю использовать приемы, которые задействовали бы максимум анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой.  Фантазировать ребенок учится играя. Часто в работе  с детьми использую игровой прием  «Я фантазирую». В ходе игры использую «волшебный мешочек», в котором хранятся пластмассовые буквы. Ребенок ощупывает букву, «отгадывает», называя ее, и достает букву из мешочка.  Затем подбирают слово, в котором есть звук, который обозначается этой буквой, и придумывают предложение с этим словом. На начальном этапе дети испытывают большие трудности в подборе слов, в составлении предложений. Чтобы связать предложения в рассказ, сказку, небылицу предлагаю сюжетную линию. На первых порах додумываю сюжетную линию за детей. Дети с восторгом слушаю сказку, рождающуюся у них на глазах. Постепенно каждый ребенок вносит свой вклад в совместное фантазирование. Смысл приема состоит еще в том, что дети следят за сюжетной линией, что тоже очень трудно для детей с ОНР. Каждого ребенка стараюсь вовлечь в процесс, и к концу подготовительной группы дети предлагают несколько вариантов сюжета, из которых выбирается наиболее интересный. Данный  игровой прием решает проблемы развития фонематических представлений, развития связной речи, развития творческого воображения, способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений.

         Наряду с данным  приемом часто использую и другие:

    - Ставлю детей в затруднительные ситуации. «Ты оказался на необитаемом острове. Что делать?», «Из твоего кармана выпал фантик. Как поступить?», «Ты увидел на улице плачущую девочку. Почему она плачет? Что ты сделаешь?» и т.д.

    - Стимулирую фантазию вопросами. «Если у тебя появится волшебная палочка, что ты наколдуешь?», «Какое желание ты загадаешь, когда увидишь радугу?», «Если бы ты понимал язык птиц, растений, животных, что бы ты им сказал? Что они бы ответили?» и т.д.

    - Предлагаю детям «превратиться» в помидор, карандаш, машинку и показать, как ведет себя этот новый Я.

    - Предлагаю детям разрезные картинки, изображающие животных. Картинки смешиваются так, чтобы голова принадлежала одному животному, туловище другому, а хвост третьему. Дети придумывают название вымышленному животному и описывают его повадки.

        Использование этих приемов способствует развитию связной речи, творческого мышления и воображения у детей с общим недоразвитием речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

    Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

    Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...