Главные вкладки

    Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья по логопедии на тему

             Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_v_ns_portal.docx24.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

                                                                       

             Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

    В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

    Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики, логопедия, даже философия.

    По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам - практикам в повседневной коррекционно-развивающей работе.

    Основными коррекционными задачами логопеда по развитию связной речи являются:

    а) работать систематически над  формированием и закреплением лексико- грамматических категорий;

    б)        формировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;

    в)        формировать умения анализа текста, выделения смысловых звеньев, составления плана и пересказа по плану;

    г)        формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;

    д)        обучать анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

    е)        развивать самоконтроль у детей за собственной речью.

    Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. выделяют в коррекционной работе логопеда по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР  несколько этапов:

    1. Подготовительный этап - развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
    2. Начальный этап - овладение диалогической речью.
    3. Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).

    Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.

    Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов: кто? что?  что делать?

    Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня речевого развития детей.

    При ОНР  I, II уровней речевого развития этот этап занимает минимум целый учебный год и начинается не позднее 4-летнего возраста.

    Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на III уровень речевого развития.

    Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:

    1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

    а)        понимание постепенно усложняющихся инструкций;

    б)        бытовых и игровых ситуаций;

    в)        грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов;

    г) расширение пассивного словарного запаса в  соответствии с общепринятыми лексическими темами.

               1.  Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи - пробудить у детей желание речевого общения.

    1. Формирование фразы,  что являетсяся первым шагом к овладению связной речью и  проводится в определенной последовательности:

    а)        договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу, данному логопедом, и без образца;

    б)        составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;

    в)        составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;

    г)        заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.

    Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:

    • преобразование деформированной фразы;
    • составление предложений по опорным словам;
    • составление предложений с данным словом;
    • распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
    • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.

    Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу - приступить к работе над диалогической речью.

    Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической речи на начальном этапе - это подгрупповые занятия с 3-4-мя детьми.

    Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР - 4-5 лет, оптимальный уровень речевого развития -III.

    Что такое диалог, диалогическая речь?

    Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами- собеседниками, это  вопросы и ответы на них.

    Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

    Поэтому работа над диалогической речью предшествует работе по формированию  монологической речи, подготавливая базу, почву для последней.

    Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.

    В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

    1. научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
    2. научить постановке вопросов;
    3. воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).

    Сформированность диалогической речи является следующим и решающим шагом в овладении связной речью.

    А основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование монологической речи.

              Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:

    1 - коммуникативную:

    а)        сообщения (информативная);

    б)        побуждение к действию (регулирующая).

    2 - средство выражения мыслей, образования и развития их.

    По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности и влияющая на развитие логического мышления и словесно- логической памяти или вербальной памяти(запоминать текстовую информацию).

    Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. и другие специалисты формами монологической речи считают: описание, повествование и рассуждение (последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте).

    Задача данного этапа - научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

    Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.

    Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

    1. обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
    2. обучение составлению рассказов (описательные: сравнительные и объяснительные; сюжетные: по восприятию, по памяти, по воображению). Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

    Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. КОРЖЕВИНА

    Связная речь - это особая, сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется, а требует четкой, систематической коррекционно-развивающей работы педагогов.

    Таким образом, в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР формирование связной речи является одной из главных  конечных целей всего коррекционно-развивающего процесса.

    Список литературы:

    1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

    2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

    3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

    4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...