Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Машина Светлана Васильевна

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению

развития детей»

Мастер – класс на тему:

«Использование  приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

                                                                 

                                                     

                                                                 

                                                         

                                                   Учитель-логопед МБДОУ № 3 «Чебурашка:

                                                   Машина Светлана Васильевна

                                   

                                               г. Шарыпово, 2015г

     Цель мастер – класса: представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов.

     Задачи:

- познакомить участников мастер – класса с  играми, по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, основанных на приемах арттерапии.

- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию пространственных представлений у дошкольников средствами арттерапии;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр с  приемами  арттерапии в образовательном процессе.

Ход мастер – класса

     - Уважаемые коллеги я, Машина Светлана Васильевна  учитель-логопед детского сада «Чебурашка».  Перед тем как  начать мастер-класс хочу  ознакомить вас с памяткой участника мастер-класса.  

Памятка участника мастер – класса:

  1. Получи удовольствие.
  2. Позволь себе быть свободным
  3. Будь доброжелателен к себе другим.
  4. Постарайся быть внимательным.
  5. Избегай оценок и суждений
  6.  Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

   Тема моего мастер-класса «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

   Цель мастер – класса: представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  средствами арттерапевтических приемов.

    Задачи:

  •  познакомить участников мастер – класса с  играми, по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, основанных на приемах арттерапии.
  •  повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию пространственных представлений у дошкольников средствами арттерапии;
  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр с  приемами  арттерапии в образовательном процессе.

  - Педагоги, работающие с детьми, иногда задают себе такие вопросы:

- как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

- почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

- почему при письме заезжает за поля?

- почему никак не может понять условие задачи?

- обуваясь,  не может отличить правый ботинок от левого.

   Одной из причин подобных трудностей может являться недостаточная  сформированность у ребенка пространственных представлений. Особенно остро стоит эта проблема у детей с нарушениями в речи.

   Проблемы пространства и времени привлекали внимание философов и ученых с давних времен. Это неудивительно, потому что все, что существует в мире, имеет отношение к пространству и времени,  а человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, распложенных относительно друг друга.

    Процессы развития  пространственных представлений  у детей дошкольного возраста рассматривались  в работах многих ученых Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, А.А Люблинской, Т.А. Мусейибовой,  В.А.Богородской, А.Н.Гвоздева, М.М. Семаго и Н.Я. Семаго.

    А.Н.Гвоздев в работе  «Вопросы изучения детской речи» отмечал, что:

  к 3-4 годам дети должны употреблять в самостоятельной речи все простые предлоги -  у, в, на, под, с, за, по;

   к 6- 7 годам добавляются более сложные предлоги  - над, около, между, через, из-под, из-за.

    Психолого-педагогические исследования показали, что «Ориентировка в пространстве» считается сложной  проблемой, а  помогают её решить интересно и привлекательно игры, основанные на приемах арттерапии.

 

    Слово арттерапия означает исцеление искусством.

    Какие виды искусства мы знаем (начать самой): литература, поэзия,  архитектура, живопись, танцы,  театр, народно-прикладное искусство. А в дошкольном возрасте это рисование, лепка, конструирование, танцы, пение.

    - Как вы считаете, через что ребенок получает информацию?

 Через органы чувств: зрение, слух, прикосновения, вкус, запах.  

  Игры, основанные на приемах  арттерапии,  оказывает положительное влияние на  эмоциональное состояние  и интеллектуальное развитие ребенка.

   Свою работу по формированию пространственных представлений у детей выстраиваю поэтапно. Этапы представлены на слайде.

1. Пространство собственного тела. Сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении

2. Представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка.

3. Представления о взаимоотношении между внешними объектам.

    - На 1 этапе  дети учатся ориентироваться на «себе»: определять различные части тела впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева.

 Сейчас я продемонстрирую некоторые из них:

- Закрой глаза и скажи, с какой стороны я позвоню колокольчиком?

-Поверни ладошки вверх. Закрой глаза. Ответь, на какой ладони я нарисовала? Догадайся, что я нарисовала? Чем я нарисовала?

-Скажи, к какой щеке я прикоснулась!  Тебе  было приятно? Почему? А как ты думаешь, что это было? Покатай шарик.

  - Поверни  ладошки вниз. Закрой глаза. Скажи, к  какой руке я прикоснулась? Тебе было приятно? Скажи, что ты почувствовала? Понюхай  руку. Запах чего ты почувствовала?

Вызываю участника и  предлагаю поиграть в игру.

 -  Разложите овощи и фрукты по двум тарелкам. Правой рукой  фрукты,  левой овощи.

Так же можно разложить обувь и головные уборы, диких и домашних животных, цветы и деревья, мебель и посуду и т.д.

(Легко ли вам было выполнить задание?)

 - Попрошу вас встать, и  поиграем в игру «Веселая зарядка». Примите  ту позу, которая будет на карточке. (музыка)

    - Умение ориентироваться «на себе» служит основой для перехода на второй этап -  умение ориентироваться в  окружающем пространстве «от себя».

   На ваших столах лежат пособия. С помощью этих пособий  дети осваивают пространство плоскости, ориентируясь от себя (показать образец на нитках).

   На основе образца, используя пособие и материал, предложите свой вариант игры. (на все одна минута).

    Спасибо, замечательно.  С вашего позволения усложню (вызывает участника)  ваш вариант игры.

 И вот мы с вами перешли на следующий этап - освоение ориентировки пространства между объектами, когда дети активно используют в речи предлоги.

(участники уносят пособия  и берут другое).

    - Применяя  пособия «Незаконченная картина», «Дополни картину»,  «Времена года»  вы должны  придумать небольшой рассказ  из пяти- шести предложений активно используя предлоги и  наречия.  (на это вам 2 минуты). Участники представляют свои истории.

 - Спасибо. Истории получились интересные, разнообразные, необычные.

    - Мы сегодня с вами хорошо потрудились?  Как пчелки!!!  Пчелка очень трудолюбива и летает не просто так. Если мы будем следить за её полетом и вместе с ней собирать с цветов  буквы, то узнаем, какое слово у нас получится.  Мне поможет «пчелка», которая сидит между (называет имена участников).  Пчелка собрала все буквы, составьте из этих букв слово.

Получилось  слово - «Классно», (музыка).    

   - Возьмите правой рукой один лепесток и встаньте в круг. Давайте соберем цветок для пчелки, делясь своими впечатлениями о мастер – классе. Начнет тот, кто стоит слева от меня.

     - Мне понравились ваша доброжелательность, активность, творческое отношение к  выполнению заданий.  Мне было легко и приятно с вами общаться и работать. Я очень надеюсь, что  представленный сегодня материал вы будете использовать в своей практике. Большое всем спасибо. 

   Теперь я предлагаю вам сесть и готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности. В этом возрасте у детей закрепляю...

Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Картотека игр  на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...