Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
проект по математике (старшая группа)

Коршикова Елена Анатольевна

Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnyy_material_kak_sredstvo_femp.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «Занимательный материал как средство

формирования элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста»

Разработчики проекта:

воспитатели старшей группы «Звёздочки»

Коршикова Е.А.,

Лобанова К. Н.

2016-2017 уч. год

          Тип проекта: познавательно исследовательский

Вид проекта: долгосрочный

Участники: дети старшей группы «Звёздочки», воспитатели, родители.

Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек, но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными мёртвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая. пищу для своего ума, ребёнок охотно участвует в занятиях, ждёт их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребёнка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.,

   Постановка проблемы:

Па занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.

В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определён уровень сформированности математических представлений каждого ребёнка. Выявлены дети, у которых слабо развиты внимание, мышление, активность.

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи -шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

 Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих ш р, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в ПОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  2. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
  4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Предполагаемые результаты проекта:

  1. положительная динамика мониторинга по (РЭМП у детей старшего дошкольного возраста;
  2. формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  3. применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  4. осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
  5. развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

План реализации проекта

           1 этап - подготовительный (сентябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.

2 этап — основной (октябрь -апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация проекта — открытое занятие по ФЭМП для родителей.

3 этап — итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.


Оснащение образовательного процесса, педагоги

Дети

Родители

Сроки

1 этап подготовительный

Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала.

Проведение первичной диагностики

Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе» на род. собрании. Индивидуальные беседы о результатах диагностики.

Сентябрь

                               2 этап - основной

Подбор занимательного материала.

Проведение занятий, индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием занимательного материала.

Октябрь - апрель

Подбор настольно-печатных игр.

Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе».

Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».

Октябрь

Оформление уголка занимательной математики

Настольно-печатные игры в совместной деятельности

воспитателя и детей.

Математическое

развлечение «Математика - страна чудес».

Папка-передвижка «Игры для развития

элементарных математических представлений дома и на улице».

Ноябрь

Изготовление дидактической игры «Составь предмет из счетных палочек».

Подгрупповая и

индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек. Самостоятельная деятельность в математическом уголке.

Семинар-практикум

«Развитие мелкой моторики рук».

Декабрь

Декабрь -

Май

Подбор сюжетно-дидактических игр.

Чтение математических сказок.

Консультация

«Использование

игровых шуток в свободное время».

Январь

Обновление содержания уголка занимательной

Математики.

Математический КВН.

Папка-передвижка «Математика это интересно».

Февраль

Изготовление дидактической игры по математике «Найди нужный предмет».

Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр.

Выставка

«Математические игры для дошкольников».

Март

Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей.

Итоговое занятие «Математическое королевство».

Открытое итоговое занятие «Математическое королевство» на родительском собрании.

Апрель

3 этап — заключительный

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.

Итоговая диагностика.

Индивидуальные беседы и консультации.

Май

Используемая литература:        

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.

3. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.

4. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.

5. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.

6. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 414 с.

8. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1997. 176 с.

9. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 156 с.

10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.

11. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.

12. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.

13. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...