«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
статья
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- В.А. Сухомлинский.
Для детей дошкольного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них- серьезная форма воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- В.А. Сухомлинский.
Для детей дошкольного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них- серьезная форма воспитания.
Дидактическая игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы понять ее, необходимо развивать логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, т.е. основанное на уровне представлений.
Игра важна в жизни дошкольников: для них это работа, игра для детей - это обучение, игра - это серьезная форма их воспитания. С помощью игры они узнают об окружающем их большом и разнообразном мире. Применение в своей работе дидактических игр и игровых упражнений стимулирует мое общение между детьми, между детьми и младшим воспитателем, детьми и детьми, потому что в процессе игр возникает непосредственное общение, направленное на решение конкретно поставленной игровой задачи, начинают носить более эмоциональный, более непринужденный характер.
Эффективным средством развития математических представлений у детей является использование различных видов дидактических игр. Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют представление о соотношении чисел и разрядов, цифр и числительных, развивают ориентацию в направлениях пространства и времени, учат их делать выводы. Для ребенка интерес к дидактической игре - это гораздо больше, чем выполняемое неинтересное задание, игра привлекает его интерес, тем самым становясь стимулом для развития мышления, памяти, внимания и т.д. Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, внимания, мышления и развитию творческих способностей, как правило, направлены на умственное развитие детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - это одна из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко используются как средство образования, воспитания и развития. Разница между дидактической игрой и обычной заключается в том, что в ней обязательно участвуют все дети. Его содержание, правила и методология разработаны таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые абсолютно не интересуются математикой, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к математической науке. Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, которые выступают для детей средством стимулирования и побуждения их к математической деятельности. Дидактическая игра характеризуется наличием определенной структуры, которая определяет игру и как игровую деятельность, и как форму обучения. Можно утверждать, что игра представляет собой довольно многогранное понятие.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе проведения этих игр дети во многом приобретают новые знания самостоятельно, при этом активно помогая в этом. Использование дидактических игр требует отслеживания интереса дошкольников к игре на протяжении всего урока. Если интерес отсутствует или угасает, то не рекомендуется навязывать игру детям, потому что игра в этом случае потеряет свой развивающий, дидактический, смысл.; и самое ценное, что выпадет из игровой деятельности - ее эмоциональность, это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих, доброжелательное отношение к детям. Если есть интерес к игре, то дети занимаются с большим удовольствием, что, безусловно, положительно сказывается на усвоении детьми необходимых математических знаний.
Умение быстро включиться в игру - показатель педагогического мастерства. Игра, которая интересна детям, которая доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Творческое отношение воспитателя к математическим играм, вариативность игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в одинаковой форме или с усложнением пробуждает интерес к математическим знаниям у дошкольников, улучшая познавательную активность, общее психическое развитие.
Дидактическая игра - это не развлечение, и не стоит рассматривать ее как занятие, доставляющее удовольствие ради удовольствия. Понятие "дидактическая игра" подчеркивает ее педагогическую направленность, это понятие отражает многообразие ее применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...

опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно...

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...