ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал по математике (младшая группа) на тему

Бутрина Юлия Викторовна

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а так же для успешного обучения в младших классах средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_-_samoobrazovanie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а так же для успешного обучения в младших классах средней школы.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. Из года в год с программой дети получают элементарные математические представления в области счета и измерения. Однако, на практике, я не раз сталкивалась с тем, что:  многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний, ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно измерять и считать; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив значения совершаемых действий, дети начинают выполнять их механически. Чтобы  избежать формального усвоения материала, мною была проведена дополнительная диагностика детей 4 - 5 лет, которая показала, что заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста не обусловлен их психолого – физиологическими возможностями, а значит несовершенными являются используемые формы и методы обучения  в детском саду. Видя, что игра, делает процесс незнания интересным и занимательным, и успешным, меня заинтересовал вопрос о том, как лучше использовать её для формирования элементарных математических представлений, закрепления и применения полученных знаний при организации самостоятельной деятельности дошкольника.

Попробовав построить занятие на игровых ситуациях, я заметила формирование важных качеств личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Экспериментируя стала игру включать в основную часть занятия по ФЭМП  и обязательно использовать её в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Чаще в занятия стала включать головоломки для закрепления представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки при решении задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

Все игры-занятия проводятся по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несла в себе определённую нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка,находчивость,инициатива и активизирует умственную деятельность. Непосредственный интерес способствует развитию у детей.

Система игр, выстроена мною с учетом последовательности и усложнения программных задач, каждая игра основана на практическом применении.

Разработка серии игр велась на основе современных педагогических и психологических исследований об умственном, в частности математическом, развитии ребенка,об игре как ведущей деятельности дошкольника. Стараюсь все игры и их варианты опробировать на практике, не редко вношу изменения в соответствии со способностями детей моей группы.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами, математиками. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы

«Путешествие в страну волшебную», счетные палочки, «Танграм», «Пифагор», «Кубики для всех»

С блоками, кубиками, геометрическими фигурами, лего - конструктор

Словесные

С наглядным материалом

Словесные , малые фольклорные жанры

Нужно учитывать, что применение математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно:связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счету следует использовать именно в этих видах деятельности;использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

При обучении началам математики я широко начала использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки(например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дети совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. Однако, со временем я стала замечать, что дети в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в этих играх, имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом.

Заметив, что детям интереснее играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков,шофера; в больницу, магазин, детский сад и так как этим творческим играм присуща свободная, активная деятельность,насыщенная положительными эмоциями для ребенка. Я стала создавать такие игровые ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок производит разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, измеряет (путем наложения: короче-длиннее, шире-уже) ленточки, веревочки и др.

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетных игр,  я выделила следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр; которые взаимосвязаны между собой и взаимообусловленны:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх. Для реализации необходимо:

  • определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;
  • обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;
  • включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения. При этом,надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

  • она должна быть доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения значимых результатов;
  • профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;
  • содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;
  • сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерениях в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности; чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их а игры;
  • необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации необходимо соблюдать следующие условия:

  • дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;
  • при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как однообразное поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью;
  • последовательность выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который  явится проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Формирование эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Необходимо:

  • обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей;
  • готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Это имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями:

  • счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;
  • беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при  затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, советов, влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

6. Индивидуальный подход к детям(учет знаний,интересов,способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определённого уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности. С этой целью необходимо:

  • подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;
  •  предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;
  • создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;
  • удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами .Пути реализации:

  • осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;
  • создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса);
  • постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Обучение на занятиях – одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности. Сюжетно-дидактическая игра, организованная мною после занятий, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.

В начале года планируя работу по образованию детей, я поставила для себя главную цель – всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. при этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. И поэтому, при планировании занятий по ФЭМП, я выбрала программу  Л.Г. Петерсона. Поставив определенные задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
  5. Увеличение объема внимания и памяти.
  6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
  7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Беря  деток II младшей группы, я понимала, что это очень важный возраст в их жизни. Преодолевается или преодолен кризис 3 лет («я сам»). Ребенок пробует быть самостоятельным, наивно и неумело, но требовательно заявляет о праве на собственное решение, выбор. Этот возраст можно сравнивать с порой цветения. При благоприятных условиях создаются предпосылки для гармоничного развития личности, её «расцвета», а неблагоприятные условия препятствуют успеху или даже вовсе исключают его.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. А данная программа строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию». Другими словами на игровой познавательной деятельности.  Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

Поисковая деятельность –это своеобразная модель жизненной ситуации. Ведь проблемность обучения способствует развитию гибкости,вариативности мышления,формирует активную творческую позицию ребенка.

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. При построении занятий мне удается сделать так, математика входит в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира.

Помня о том, что дошкольный возраст-это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности, я уделяю большое внимание индивидуальному подходу, дозировки сложности заданий,что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, я руководствуюсь в работе своими требованиями к себе:

  • Максимальное внимание отстающим детям.
  • Постоянное поощрение всех усилий ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
  • Нет отрицательных оценок ребенка и результатов его действий.
  • Сравнивай результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
  • Поняла,что принудительное обучение бесполезно.

Математика  занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет,число,измерение,величина,геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение на занятиях, в повседневной жизни,сюжетно-ролевых,театрализованных, дидактических играх и упражнениях,продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.) и хозяйственно-бытовом труде при условии наполнения их элементарным математическим содержанием направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина и др. в своих трудах неоднакратно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.

Учитывая их рекомендации, я использую в своей работе малые фольклорные жанры как прием ,побуждающий детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет,явление,число и т.д.); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний;как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей. К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки,считалки,скороговорки и др. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости:они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах.

Загадку использую как средство усвоения представлений о некоторых математических понятиях (множество,отношение,величина,число и т.д.),привития любви к народному творчеству,живому,образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Условно загадки можно классифицировать следующим образом.

1.Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры.

Восемь ног,

Как восемь рук,

Вышивают шелком круг. (Паук)

2. Загадки,в которых есть слова,связанные со сравнением множеств,величин,чисел:больше-меньше,выше-ниже,длиннее-короче,шире-уже и т.д.

чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река)

3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями и понятиями:части суток, вчера,сегодня,завтра,дни недели,месяцы,времена года.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели).

4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями и понятиями.

Тра-та-та!

Тра-та-та!

Сверху кожа,

Снизу тоже,

В середине пустота. (Барабан)

5. Загадки,в которых есть слова,связанные с формой предметов,раскрывающие свойства геометрических фигур.

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед.(Вишня)

В загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественной,пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Понимание внутренней структуры загадки позволяет  обучать детей их отгадывать(понимать их содержание,объяснять и доказывать правильность отгадки),а также учить составлять загадки самостоятельно.

Особое внимание уделяю технике речи, т.е. правильному дыханию,дикции,умению управлять своим голосом и т.д. С этой целью использую скороговорки со словами, связанными с математикой: «У четырех черепашат по четыре черепашонка». Сначала я произношу ее,а дети внимательно слушают, затем они ее повторяют очень медленно,потом темп убыстряется.

На занятиях по математике использую также пословицы,поговорки и считалки. Поговорки и пословицы использую с целью закрепления математических представлений и развития речи. Например: «Семь пятниц на неделе», «Заблудился в трех соснах» и т. д.

А «сказывание» считалок обучают детей артистизму – заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память и добиваться права вести пересчет. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, благородство, чувство товарищества, доставляет детям наслаждение, вырабатывает чувство ритма. Таким образом, она выполняет познавательную,эстетическую и этическую функции,а вместе с подвижными играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает,способствует и физическому развитию детей. Я использую считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т.д.

  1. Один,два,три,четыре,пять,

    Шесть,семь,восемь,

    Девять,десять.

    Выплыл ясный месяц.

2. Девять, восемь, семь, шесть

    Пять,четыре,три,два,один.

   В прятки мы играть хотим.

    Надо только нам узнать,

    Кто из нас пойдет искать.

Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Присутствие сказачного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.

Особый интерес вызывают задачи,оформленные в виде сказок. Слушая их условия,ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы,сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета,а также представления о форме,цвете,величине и т.д. Кроме того,дети начинают понимать:считать можно любые предметы.

Я стараюсь использовать задачи, в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок.

Например:

Задача: Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет,вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством:дед,бабка,внучка,собака Жучка, кошка Мурка и мышка.

Вопрос: «Сколько человек тянули репку?»

        «Сколько животных помогали тащить репку?» и т.д.

Большой интерес и положительные эмоции у детей вызывают небылицы, они развивают память,внимание и фантазию,что немало важно для ФЭМП:

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел,как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко – низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

Наблюдая за детьми,я заметила, что они любят рассматривать книги где яркие забавные иллюстрации. Поэтому всегда стараюсь украшать свои занятия яркими наглядными пособиями, это увеличивает не только интерес ребенка,но и повышает качество обучения. Пособия продумываю многофункциональными, которые можно использовать не только на математике, но и на других занятиях. Также были придуманы персонажи, которые непременно присутствуют и с ними что-то происходит, они помогают в заданиях, в объяснении нового материала и т.д. Персонажи разные по характеру и типу: гномик –Проша (участвует в занятиях-сказках и путешествиях), кукла – Всезнайка (помогает в объяснениях новых тем,в заданиях на логическое мышление), мягкая игрушка Зайка – Помогайка (если возникают затруднения у ребенка или ему грустно) и т.д.

ВЫВОД: у детей моей группы значительно вырос интерес к занятиям по .математике.  Если сравнить по результатам диагностики начало учебного года 2013 и конец 2014, то можно увидеть разницу:

Начало года

                   2014

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

             0%

52%

48%

Конец года

2014

8%

72%

0%

Понимая,что математика очень важная и сложная наука, я продолжаю искать способы интересного обучения, ведь если у ребенка пропадет интерес,то и качество знаний будет низким.

Литература:

  1. Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Практический курс математики для дошкольников». Москва 2001 г.
  2. Е.Шаталова (кандидат педагогических наук г. Белгород) «Малые фольклорные жанры и ФЭМП». Журнал «Дошкольное воспитание»№8 2006 г.

3. К. Романенко, И. Секрет  «Учимся считать и сравнивать» Азбука дошкольного воспитания, «Мой Мир» 2007г.

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2013 – 2014г.

        

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Воспитатель: Бутрина Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно...

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»

консультация для педагогов  "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...