Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Брагина Лидия Петровна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных

математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.

Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр- развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно- методические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр не полно.

В соответствии с вышеизложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью, и структурированностью данного вопроса.

Противоречия обозначили проблему исследования: можно ли развивать математические представления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, как наиболее эффективного средства?

 Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Игра как средство формирования математических представлений дошкольников».

Математика в школе, считается один из наиболее сложных предметов. Поэтому ребёнок, должен усвоить элементарные математические представления в детском саду, для дальнейшего успешного обучения в школе. Однако, на наш взгляд проблема формирования и развития математических способностей у детей - недостаточность методических разработок позволяющих осуществить это на практике.

Конечно же, обучение детей дошкольного возраста основам элементарной математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, желанием сделать процесс обучения более интересным, а также обилием информации и повышенное внимание к компьютеризации.

Для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по своему содержанию не должно сводиться к представлению о числах и простых геометрических фигур, обучению счету, сложению и вычитанию.

До введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, подготовка детей к школе сводилась к элементарной «муштре». И такой подход в обучении в дальнейшем вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе, у них нет познавательного интереса, они проявляют интеллектуальную пассивность, у них отсутствует стремление узнать что-то новое.

Мы считаем, что процесс овладения элементарными математическими представлениями, должен быть ненавязчивым, привлекательным, радостным. И только тогда он будет эффективным и результативным, когда дети не знают и не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они просто играют. Они не заметно для себя в процессе игровых действий считают, сравнивают, обобщают, классифицируют, решают логические задачи и т.д.

На сегодняшний день традиционными направлениями по формированию элементарных математических представлений являются:

  • Величина - представления о величинах, их измерении и сравнении, (длина, ширина, высота, толщина, и т.д.).
  • Форма - представления о форме предмета, геометрические фигуры (объемные и плоские), их свойства и отношения.
  • Количество и счёт - представления о числе, множестве, счете, арифметические действия, задачи.
  • Ориентировка в пространстве - ориентироваться относительно себя, относительно другого лица, относительно предметов, а также ориентироваться на листе бумаги, на плоскости.
  • Ориентировка во времени – ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели, частях суток, а также развитие «чувства времени».

При организации образовательного процесса, по ознакомлению детей свыше изложенными компонентами, можно выделить выделяется несколько этапов, в ходе которых решается ряд дидактических задач:

  • Приобретение знаний о величине, форме, количестве и счёте, ориентировки в пространстве и времени как основы математического развития;
  • формирование начальной ориентации в пространственных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование простых графических умений и навыков;
  • формирование и развитие общих приемов, таких как - сравнение, обобщение, классификация и т. д.;
  • развитие познавательных интересов и логического мышления;
  • овладение элементарной математической терминологией.

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, для развития познавательных способностей и интересов, можно использовать такие методы как:

  • установление причинно-следственных связей (анализ);
  • сравнение;
  • конструирования и моделирования;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование;
  • метод вопросов.

В зависимости от различных педагогических задач и используемых методов, непосредственная образовательная деятельность может проходить в разных формах:

  • организованная        образовательная        деятельность        (презентация, путешествия, викторина, КВН, расследование и т.д.);
  • демонстрационные эксперименты;
  • народные праздники;
  • беседы;
  • театрализация;
  • самостоятельная деятельность и т.д.

Рассмотрим, какие на сегодняшний день актуальны подходы для формирования у дошкольников элементарных математических представлений.

В первую очередь это интегрированный подход.

Важными педагогическими условиями для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода являются:

  • системность организованной образовательной деятельности, которая включает интегрированные занятия;
  • целесообразное совмещение разных видов детской деятельности (игровая, познавательная, исследовательская и др.) ;
  • активизировать познавательный интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста и к стремлению усвоения новых знаний.

На наш взгляд можно выделить несколько видов интеграции:

  • внутрипредметная интеграция;
  • межпредметная интеграция;
  • методическая интеграция;
  • интеграция дидактических принципов;
  • интеграция видов детской деятельности;
  • интеграция   форм       организации        детской деятельности (взаимодействия с взрослыми и самостоятельно)

Интеграция позволяет объединять в одно «целое» различные элементы (части), объединить понятийные категории разных направлений, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей особенно тесно связано формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте с социально-коммуникативным и речевым развитием.

Развитие математического мышления протекает и усовершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми. Воспитатели так же, используют ситуации в повседневной жизни детей для формирования математических представлений, осуществляя всё это речевым сопровождением.

Элементы математики могут быть в разных видах образовательной деятельности, например:

- в музыкальной - при освоении ритма танца;

- в физкультурной - при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию;

- в изобразительной - математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), и т.д.

Формированию математических представлений так же осуществляется при наличии соответствующих математических материалов, которые подходят для счета, сравнения, измерения и т.д.

Один из подходов по формированию математических представлений может быть через занимательный материал (головоломки, ребусы, задачи- шутки, загадки и т.д.). Он влияет на формирование психических процессов, т.е. на развитие произвольной памяти, внимания, воображения. Эти материалы стимулируют у детей познавательный интерес.

Главная цель при использовании занимательного материала – это формирование элементарных математических представлений и закрепление уже существующих знаний, при этом непременным условием является, проявление познавательной самостоятельности. При этом надо учитывать роль занимательного материала с учётом возрастных возможностей детей. А также, следует выделить, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия.

Повышение интеллектуальной деятельности и её результативности, происходит через мотивацию игровой деятельности с занимательным материалом, в которой ребёнок проявляет активность: поиск и нахождение ответа, раскрытие секрета игры, проявляет догадки и т.д.

Занимательный материал помогает активизировать умственную деятельность ребёнка, расширять и углублять математические представления, применять их в других видах деятельности и новой обстановке.

В непосредственной образовательной деятельности по математике занимательный материал оказывает влияние и на развитие речи. Если ребёнок не может точно высказывать свои желания, не может уяснить словесную инструкцию, значит, он не сможет выполнить задание.

Через занимательный материал расширяется кругозор ребёнка, развиваются личностные качества: любознательность, активность, инициатива и т. д. Знания и умения, полученные на занятиях, отражаются именно при использовании занимательного материала, когда можно видеть, как дети справляются с тем или иным заданием.

Основным и ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Рассмотрим подход формирования элементарных математических представлений через игровую деятельность. Именно развивающие игры осуществляют немаловажную роль в процессе формирования познавательного интереса. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Дошкольников повседневно окружают игры, которые способствуют развитию, стимулируют познавательный интерес. Классификация игр дошкольников (по С. Л. Новоселовой)

  • сюжетно-ролевые:
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Все их можно использовать и для математического развития, например:

- сюжетно-ролевые игры, которые отражают бытовые        явления:

«Магазин», где дети совершенствуют навыки операций с числами;

«Путешествие», где дети учатся ориентироваться в пространстве и времени; и т.д.

- театрализованные игры – где дети разыгрывают определенное литературное произведение: «Под грибом»; «Козленок, который считал до десяти» и т.д.

- подвижные игры – это сознательная, активная деятельность ребенка: «Воробушки и автомобиль», «Найди свой домик» где дети совершенствуют навыки счёта: умение ориентироваться в пространстве и т.д.

- дидактические игры — это специально созданные или приспособленные игры для обучения и закрепления, они очень разнообразны.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что, следуя одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта для реализации программы необходимо использовать различные подходы, характерные для детей данной возрастной группы, но прежде всего в форме игры.

На наш взгляд, игра с элементами обучения, будет интересна ребенку, будет способствовать развитию познавательных интересов и способностей.

Именно дидактическая игра является наиболее многоплановой, так как она может быть и методом обучения, и формой обучения. Помогает направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»

консультация для педагогов  "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...

Список литературы «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...