МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА перспективное планирование по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Шерер Надежда Викторовна

Методическая разработка подходит для воспитателй ДОУ, работающих по программе "От рождения до школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_gotovyy.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

перспективное планирование по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Автор – составитель:

воспитатель

Шерер Н.В.

2017г.

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при формирований элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Актуальность

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементаpных математических представлений направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возpаста, с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).  Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.

Основная часть методической разработки

Цель  разработки:     Использование дидактических игр при формировании элементарных математических     представлений у детей дошкольного возраста.

Цель достигается путем задач:

  1. Формировать представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы.
  2. Расширять представления о геометрических фигурах.
  3. Совершенствовать умения сравнивать предметы по величине.

Содержание методической разработки

Использование занимательного материала в непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.  

Использование занимательных дидактических игр и упражнений  на занятиях и в повседневной жизни  благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.  В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом: показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.

 Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.

Перспективное планирование в средней группе

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

НОД «Сравнение предметов»

Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения; находить одинаковые предметы

Работа  в центре творчества - д/и «Найди и раскрась одинаковые игрушки»

Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Игровая ситуация «Чем угостить зверей».

Учить находить предметы, связанные между собой по какому-нибудь свойству или признаку.

Д/и «Разложи по тарелочкам».

Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек».

Д/и «Узнай и запомни».

Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Октябрь

НОД «Ориентировка в пространстве». Геометрические фигуры.

Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право. Познакомить с прямоугольником.

Чтение стихотворения  Ю. Тувим «Овощи».

Учить различать положение предметов в пространстве.

Д/и «Что изменилось?»

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя в овощном магазине»

Учить передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Д/и «Найди покупку»

Прогулка  - д/и «На что похоже»

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Ноябрь

НОД «Количество и счёт. Числа 1, 2».

Учить считать до двух, сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну;

Игровая ситуация

«Поможем медвежатам».

Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

 Д/и «Малина для медвежат»

Игра – драматизация

«Репка»

Закрепить в речи понятия  «больше», «меньше», «столько», «сколько». Учить сравнивать предметы по величине.

Д/и «Играем и считаем»

Работа в центре сенсорного развития.

Продолжать учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счёта представления о равенстве (неравенстве).

Д/и «Больше, меньше»

Декабрь

НОД «Геометрические фигуры»

Закреплять названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы.

Чтение сказки «Путешествие колобка»

Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Д/и «Найди домик»

Прогулка

Д/и «Подбери по форме»

Продолжать учить называть предметы определённой формы в заданном пространстве.

Физкультурное развлечение «Зимнее путешествие»

Развивать умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук.

Д/и «Собери снеговика»

Январь

НОД «Число 3. Сравнение по высоте»

Формировать представления о  равенстве и неравенстве групп на основе счёта. Вводить в активную речь понятия, обозначающие размерные отношения предметов.

Работа в уголке экспериментирования - д/и «Домики для матрёшек»

Учить сравнению, измерению предметов по высоте. Учить         находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента 

Работа в центре творчества

Д/и «Найди и дорисуй пару»

Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета. Учить уравнивать неравные группы двумя способами.

Чтение сказки «Три медведя»

Учить устанавливать размерные отношения между 3 предметами разной высоты.

Д/и «Новая квартира»

Февраль

НОД «Ориентировка во времени. Сравнение предметов по величине»

Продолжать учить ориентироваться в частях суток. Развивать глазомер, умение находить предметы разной величины по образцу.

Игровая ситуация

«Как подобрать клетки для животных»

Учить сравнивать предметы по высоте, ширине. Располагать их в определённой последовательности.

Д/и «Зоопарк»

Привитие культурных гигиенических навыков.

Познакомить с характерными особенностями частей суток, с их последовательностью.

Д/и «Хорошо - плохо»

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. При сравнении соизмерять предметы по заданным признакам.

Д/и «Гаражи для машин»

Март

НОД «Число 4. Ориентировка в пространстве»

Познакомить с образованием числа 4. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (цвета, размера). 

Работа в центре сенсорного развития

Д/и «Сосчитай-ка»

Учить выкладывать определённое количество предметов в соответствии с образом или заданным числом.

Игра – драматизация «Курочка Ряба»

Развивать умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Д/и «Помоги бабушке найти яичко»

Физкультурный досуг «День рожденье Кота Леопольда»

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Д/и «Ищем клад»

Апрель

НОД «Геометрические фигуры». Порядковый счёт.

Продолжать учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Формировать представления о порядковом счёте.

Прогулка

Д/и «Ищи и

найди»

Учить находить в пространстве предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Игровая ситуация «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку»

Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Называть числительные по порядку.

Д/и «Подбери фигуру»

Работа в центре творчества

Д/и «Составь предмет»

Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Май

НОД «Число 5.

Ориентировка во времени»

Способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти.

Рассматривание иллюстраций из альбома «Режим дня»

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях и последовательности.

Д/и «Когда это бывает»

Сюжетно-ролевая игра «Моряки-рыбаки»

Закреплять счёт до пяти, называя итоговое число. 

Д/и «Отгадай число»

Развлечение «У нас в гостях необычный гость»

Создание условий для закрепления элементарных математических представлений.

Д/и «Правильный счёт»

Ожидаемые результаты

При успешной реализации поставленной цели планируется получить следующие результаты:

  1. имеет представление о форме, цвете, величине;
  2. сравнивает, классифицирует, отражает результат в речи;
  3. проявляет познавательную активность;
  4. расширяет представления о геометрических фигурах.

Список использованной литературы

1.        «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./  Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.,2011г.;

2.        Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -           М., 1990г.;

3.        Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М.,1996г.;

4.        Генденштейн Л.Э. -, Мадышева Е.Л. «Арифметические игры для детей 6-7 лет.» - М.,1998;

5.        Метлина Л.С. – «Математика в детском саду» - М., 1984г.;

6.        Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» - М., 2003г.;

7.        Волина В.В. «Занимательная математика для детей» - С.П.,1996г.;

8.        Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. – «Математика для дошкольников» - М., 1992г.

9.       Столяр А. А. – « Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет - М.:Просвещение, 1991.

10.    Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.:          Просвещение, 1991.

11.    Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.

12.    Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.

13.    Фидлер  М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...

План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...

Консультация для родителей" Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр"

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических предскавлений черех использование дидактических игр "...