АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2020-2025 годы По теме самообразования «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
материал по математике

Шутова Юлия Талгатовна

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЗА

МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2020-2025 годы

По теме самообразования

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» «Золотой петушок»

Еманжелинский муниципальный район

г. Еманжелинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЗА

МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2020-2025 годы

По теме самообразования

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

 

Составитель:

Шутова Юлия Талгатовна

Должность: воспитатель

Категория: высшая

г. Еманжелинск 2025 г.

Я воспитатель  Шутова Юлия Талгатовна, на данный момент работаю в 1 младшей группе «Рукавичка».

Образование – высшее.

Педагогический стаж –14 лет.

Стаж работы в МБДОУ «Детский сад № 12» –12 лет.

Стаж работы в занимаемой должности –12 лет.

Квалификационная  категория – высшая

Списочный состав группы – 16 человек, в возрасте 2-3 лет, из них 12 девочек, 4 мальчика.

Полных семей в группе – 14 семей.

Неполных семей в группе – 2 семьи.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди:

«Математика – это гимнастика ума» (А.В.Суворов).

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич, советский педагог-математик).

Актуальность

Актуальность темы обусловлена тем, что ориентиры к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: 

  • как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и ФОП, и можно ли повысить уровень дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Исходя из проблемы я поставила перед собой цель:

  • обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;
  • формирование математических знаний у дошкольников;
  • создание благоприятных условий для развития математических способностей.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

  • Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте;
  • Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие этапы:

  • Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме;
  • Планирование деятельности;
  • Реализация практического этапа;
  • Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Несомненно, формированию элементарных математических представлений дошкольников должно отводиться важное место.
Математика способствует развитию не только логического мышления, но и речи. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений указано в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области «Познавательное развитие».

Основные задачи  образовательной деятельности для детей:

От 2 до 3 лет:

- совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;

-формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания.

От 3 до 4 лет

- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;

- развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.

От 4 до 5 лет

- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;

- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

- обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях.

От 5 до 6 лет

- развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

- формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

- развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени.

От 6 до 7 лет

- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

- развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования.

Содержание образовательной деятельности по формированию математических представлений в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области познавательное развитие включает в себя:

  1. Сенсорные эталоны и познавательные действия.
  2. Математические представления, а также окружающий мир и  природу.

Математика способствует развитию не только логического мышления, но и речи. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Моя воспитательно-образовательная работа в группе строилась  на основе перспективно-тематического планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.

Приоритетным направлением в моей работе является познавательное развитие дошкольников посредством программы «Детство».

Для того чтобы работа с детьми была построена профессионально, стараюсь повышать свой педагогический уровень: знакомлюсь с новой педагогической и методической литературой, опытом работы других педагогов, открытые занятия других педагогов, посещаю онлайн-вебинары, анализирую, сравниваю, вижу те проблемы, задачи, которые мне необходимо решить.

Для повышения педагогического мастерства я посетила онлайн-вебинары:

  • Утреннее приветствие как эффективная форма организации дошкольников (2024 г.).
  • Технологии будущего в образовании: нейросети на службе у педагога (2024 г.).
  • Педагогический конструктор АИСТ как средство реализации ФОП ДО (2024 г.)
  • Занятия в современном детском саду (2025 г.)

А также стала участником онлайн-семинара на тему: «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ» (2021 г.) и прошла курсы повышения квалификации на тему: «Содержание и технологии в развитии технического творчества детей дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» - 72 ч. (2024 г.).

Посетила семинары-практикумы в ДОУ:

  • «Образовательные ситуации в развитии технического творчества детей старшего дошкольного возраста»;
  • Мастерская воспитателей раннего возраста «Возможности использования Даров фрёбеля в познавательном развитии детей раннего возраста»;
  • Педсовет Встреча в интеллектуальном кафе «Развитие предпосылок инженерного мышления и способностей к научно-техническому творчеству у дошкольников»;
  • Семинар «Развитие навыков исследовательской деятельности, предпосылок инженерного мышления посредством конструирования»;
  • Семинар-практикум «Современные образовательные технологии как средство инженерного мышления».

Мною  были подготовлены и проведены открытые занятия, консультации для педагогов:

  • Занятие по конструированию в 1 младшей группе «Домик для котёнка», где мы с ребятами строили домик для котенка из кирпичиков, обращая внимание на их цвет и строну, на которую будем ставить кирпичи (узкая - широкая);
  • Консультация «Формирование положительного образа семьи и привитие духовных ценностей у детей дошкольного возраста посредством организации совместной работы семьи и ДОО»;
  • Консультация для педагогов «Формирование предпосылок инженерного мышления и развития технического творчества детей посредством технологий лего конструирования МАТЕ плюс».

В группе была обогащена предметно-развивающая среда по познавательному развитию:

  • Игры-сортёры;
  • Мозаика для малышей с 8 картинками-шаблонами;
  • Крупная мозаика-соты;
  • Настольная игра Мемо-Ассорти;
  • Игровое пособие «Большой шнуровальный набор»;
  • Дидактическая игра «Цвет и форма»;
  • Дидактическая игра «Найди четвёртый лишний»;
  • Дидактическая игра «Цвет, форма, размер»;
  • Набор «Дары Фрёбеля».

Разработаны картотеки по познавательному развитию:

  • Математические сказки;
  • Лабиринты;
  • Математические стихи;
  • Картотека дидактических игр по ФЭМП;
  • Картотека загадок по ФЭМП.

Для работы с родителями были разработаны:

  • Консультация «Дары Фрёбеля»;
  • Консультация «Активность ребёнка – залог его здоровья»;
  • Консультация «Как повысить самооценку ребёнка»

В социальной сети работников образования (nsportal.ru) опубликовала свои методические разработки по теме самообразования.

Мной были  подготовлены и разработаны презентации: к выступлению на педагогическом совете:

В процессе обучения детей  использовала  педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного обучения.
  • технологии проектной деятельности;
  • технологию  исследовательской деятельности;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровую  технология;
  • технологию  «ТРИЗ».
  • технологию создания образовательных ситуаций

Для развития познавательных интересов я использовала технологию проектной деятельности. Она давала детям  возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Каждая неделя образовательной деятельности была посвящена определённой теме проекта.

Применяя  в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр  образовательной деятельности личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Организовывала воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Стоит отметить, что работа была интересной не только для меня, как для педагога, но и увлекательной для детей. Ребята с удовольствием «включались» во все виды деятельности, связанной с формированием элементарных математических представлений и сенсорного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...

Консультация для родителей" Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр"

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических предскавлений черех использование дидактических игр "...

Обобщение опыта работы воспитателя Шутовой Ю.Т. на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр» (фотоотчёт)

Обобщение опыта работы воспитателя Шутовой Ю.Т. на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»(фотоотчё...