Главные вкладки

    Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
    статья по математике на тему

    Белова Татьяна Петровна

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
    (В А. Сухомлинский)

    Уважаемые коллеги!

    Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

    Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

    Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

    2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

    3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

    4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

    5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

    На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

    Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

    В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

    Дидактические игры делятся на:

    - игры с предметами

    - настольно-печатные игры

    - словесные игры

    Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествие во времени

    3. Игры на ориентирование в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

    Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

    Тренажер “Цветные ладошки”

    Цель: формирование элементарных математических представлений

    Задачи:

    • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
    • обучать счету;
    • развивать умение пользоваться схемами.

    Задания:

    1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

    2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

    3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

    4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

    5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

    6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

    7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

    8. Задай маршрут движения товарищу

    Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.

    Дидактическая игра “Неделя”

     Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

    Задачи:

    • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
    • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
    • развивать зрительное восприятие и память;
    • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

    На столе стоят 7 гномиков.

    — Сколько гномиков?

    — Назовите цвета, в которые одеты гномики.

    — Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

    — Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

    — Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

    — Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

    — Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

    — Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

    — Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

    Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

    Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

    Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

    Содержание диагностического задания:

    Инструкция.

    Сколько бабочек в верхнем ряду?

    Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

    Дидактическое упражнение «Посади елочки».

    Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

    Содержание диагностического задания:

    Инструкция.

    Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

    «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

    Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

    Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и карты с геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).

    Содержание диагностического задания:

    Задание ребенку.

    1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).

    2) Опиши его (какой предмет).

    Дидактическая игра для старших дошкольников "Четвертый лишний"
    Эта игра для детей 5-7 лет на развитие мышления, внимания и на закрепление обобщающих понятий.
    Цели:
    1. Развитие мышления, внимания.
    2. Закрепление обобщающих понятий.

    Содержание диагностического задания:

    Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом,

    а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? 

    Динамическое упражнение

    Текст произносится до начала выполнения упражнений.

    – До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

    – Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

    – Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

    – Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

    – Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

    – Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

    – На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

    – Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

    – Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

    – Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

    – Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

    Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

    « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра....

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...