Главные вкладки

    « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
    консультация по математике (старшая группа)

    Туктарова Ирина Семёновна

    Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_15_oktyabrya.docx17.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

    Проводя беседы, анкетирование родителей, я увидела, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Порой родители забывают, что математика вносит большой вклад в активизацию умственной деятельности детей, развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

    При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

    Что бы достичь этой цели, мы решаем следующие задачи:

    1. Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
    2. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерений, моделировании.
    3. Овладение математической терминологией.
    4. Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.
    5. Формирование простейших графических умений и навыков.
    6. Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, обобщение, сравнение и т.д.).

    Из личного опыта я знаю, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть,  и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

    Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях,  Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
    2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
    3. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
    4. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

    Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

    Дидактические игры делятся на:

    - игры с предметами

    - настольно-печатные игры

    - словесные игры

    Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

    - игры с цифрами и числами

    - игры путешествие во времени

    - игры на ориентирование в пространстве

    - игры с геометрическими фигурами

    - игры на логическое мышление

                               Игры с цифрами и числами.

    Упражняем детей в прямом и обратном счете, закрепляем порядок следования чисел, представление о соответствии между количеством, числом и цифрой, активизируем умственную деятельность. Дети очень любят играть в различные виды словесных игр с использованием мяча или воздушного шара. « Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка… и т. д). «Числовые домики» (развитие знаний о составе числа). « Считай, не ошибись», « Исправь ошибку», «Веселый счет».

                              Игры путешествие во времени.

    Уточняют и закрепляют временные понятия. Здесь дети тоже любят игры с мячом.  «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй» Здесь мы поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток и т.д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения.

          Игры на развитие пространственных представлений детей.

    «Кто первым отыщет игрушку?» По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. (от стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т.д.) Дети выполняю задание, находят игрушку.

    « Веселые ладошки».

    Задания:

    - сколько ладошек (желтого, красного, синего, зеленого) цвета?

    - сколько квадратов (желтого, зеленого, красного, синего) цвета?

    - сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

    - сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

                         Игры с геометрическими фигурами.

    Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах.

    -« Помоги найти Карлсону лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике».

    - « Какой фигуры не достает в каждом ряду».

                               Логическое мышление.

    И для развития логического мышления мы проводим такие игры как:

    - Игра  «Четвертый лишний» - развитие обобщения

    Пирамида-матрешка-портфель-кукла

    Чайник- кружка-колбаса-кастрюля

    Мандарины-бананы-помидоры-лимоны.

    - Игра «Назови слова» - упражнения на развитие гибкости ума.

    ( предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие)

    Назови, слова, обозначающие деревья (береза, дуб, рябина, тополь)

    Назови, слова, обозначающие овощи, фрукты.

    Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).

    Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.

                                    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

    Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

    Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...