« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
консультация по математике (старшая группа)

Туктарова Ирина Семёновна

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_15_oktyabrya.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я увидела, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение счету, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Порой родители забывают, что математика вносит большой вклад в активизацию умственной деятельности детей, развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Что бы достичь этой цели, мы решаем следующие задачи:

  1. Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
  2. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерений, моделировании.
  3. Овладение математической терминологией.
  4. Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.
  5. Формирование простейших графических умений и навыков.
  6. Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, обобщение, сравнение и т.д.).

Из личного опыта я знаю, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть,  и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях,  Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  4. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

- игры с цифрами и числами

- игры путешествие во времени

- игры на ориентирование в пространстве

- игры с геометрическими фигурами

- игры на логическое мышление

                           Игры с цифрами и числами.

Упражняем детей в прямом и обратном счете, закрепляем порядок следования чисел, представление о соответствии между количеством, числом и цифрой, активизируем умственную деятельность. Дети очень любят играть в различные виды словесных игр с использованием мяча или воздушного шара. « Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка… и т. д). «Числовые домики» (развитие знаний о составе числа). « Считай, не ошибись», « Исправь ошибку», «Веселый счет».

                          Игры путешествие во времени.

Уточняют и закрепляют временные понятия. Здесь дети тоже любят игры с мячом.  «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй» Здесь мы поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток и т.д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения.

      Игры на развитие пространственных представлений детей.

«Кто первым отыщет игрушку?» По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. (от стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т.д.) Дети выполняю задание, находят игрушку.

« Веселые ладошки».

Задания:

- сколько ладошек (желтого, красного, синего, зеленого) цвета?

- сколько квадратов (желтого, зеленого, красного, синего) цвета?

- сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

- сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

                     Игры с геометрическими фигурами.

Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах.

-« Помоги найти Карлсону лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике».

- « Какой фигуры не достает в каждом ряду».

                           Логическое мышление.

И для развития логического мышления мы проводим такие игры как:

- Игра  «Четвертый лишний» - развитие обобщения

Пирамида-матрешка-портфель-кукла

Чайник- кружка-колбаса-кастрюля

Мандарины-бананы-помидоры-лимоны.

- Игра «Назови слова» - упражнения на развитие гибкости ума.

( предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие)

Назови, слова, обозначающие деревья (береза, дуб, рябина, тополь)

Назови, слова, обозначающие овощи, фрукты.

Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.

                                Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...