Главные вкладки

    Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
    методическая разработка (младшая группа)

     Хабирова Гульнара Шамильевна

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
    (В А. Сухомлинский)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_mo.docx21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
    (В А. Сухомлинский)

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

    2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

    3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

    Уважаемые коллеги!

    Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

    Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

    Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

    2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

    3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

    4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

    5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

    На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

    Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

    В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

    Дидактические игры делятся на:

    - игры с предметами

    - настольно-печатные игры

    - словесные игры

    Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествие во времени

    3. Игры на ориентирование в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

    Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

    Тренажер “Бусинки”

    Цель:помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

    Задачи:

    развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

    воспитывать внимательность, усидчивость;

    развивать мелкую моторику рук.

    Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

    Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

    Затем решают простейшие задачи:

    1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

    2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

    Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

    Тренажер “Цветные ладошки”

    Цель:формирование элементарных математических представлений

    Задачи:

    развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;

    обучать счету;

    развивать умение пользоваться схемами.

    Задания:

    1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

    2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

    3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

    4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

    5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

    6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

    7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

    8. Задай маршрут движения товарищу

    Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

    Динамические паузы

    Упражнения для снижения мышечного тонуса

    Зарядка

    Мы ногами — топ-топ,
    Мы руками — хлоп-хлоп.
    Мы глазами — миг-миг.
    Мы плечами — чик-чик.
    Раз — сюда, два — туда,
    Повернись вокруг себя.
    Раз — присели, два —привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели, встали,
    Ванькой-встанькой словно стали.
    Руки к телу все прижали
    И подскоки делать стали,
    А потом пустились вскачь,
    Будто мой упругий мяч.
    Рад-два, раз-два,
    Заниматься нам пора!

    Движения выполнять по содержанию текста.

    Руки на поясе. Моргаем глазами.
    Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
    Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
    Движения выполнять по содержанию текста.
    Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

    Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

    По ровненькой дорожке

    По ровненькой дорожке,
    По ровненькой дорожке
    Шагают наши ножки,
    Раз-два, раз-два.

    По камешкам, по камешкам,
    По камешкам, по камешкам,
    Раз-два, раз-два.

    По ровненькой дорожке,
    По ровненькой дорожке.
    Устали наши ножки,
    Устали наши ножки.

    Вот наш дом,
    В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
    Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
    Ходьба по ровной поверхности.
    Присесть на корточки.
    Сложить ладони, поднять руки над головой.

    Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

    Большие ноги

    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.
    Маленькие ноги
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ, топ.

    Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

    Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

    Динамическое упражнение

    Текст произносится до начала выполнения упражнений.

    – До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

    – Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

    – Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

    – Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

    – Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

    – Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

    – На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

    – Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

    – Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

    – Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

    – Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

    Динамическое упражнение “Зарядка”

    Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

    Наклонилась сперва
    К низу наша голова (наклон вперед)
    Вправо - влево мы с тобой
    Покачаем головой, (наклоны в стороны)
    Руки за голову, вместе
    Начинаем бег на месте, (имитация бега)
    Уберем и я, и вы
    Руки из-за головы.

    Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

    Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

    Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
    Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
    И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
    И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
    На кровати нет,
    (руки опустили)
    (наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
    Маша-растеряша.

    Динамическое упражнение

    Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

    Геометрические фигуры”

    Цель: формирование элементарных математических навыков.

    Образовательные задачи:

    Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

    Развивающие задачи:

    Развивать логическое мышление, внимание.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

    На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

    Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

    “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

    Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

    “Найди фигуры, похожие на кубик”.

    Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

    “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

    Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

    “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

    Дидактическая игра “Неделя”

     Цель:ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

    Задачи:

    формировать представление о неделе, как единице измерения времени;

    уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;

    развивать зрительное восприятие и память;

    создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

    На столе стоят 7 гномиков.

    — Сколько гномиков?

    — Назовите цвета, в которые одеты гномики.

    — Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

    — Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

    — Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

    — Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

    — Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

    — Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

    — Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

    Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

    - Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

    Физкультурная минутка.

    В понедельник мы играли,
    А во вторник мы писали.
    В среду полки протирали.
    Весь четверг посуду мыли,
    В пятницу конфет купили
    А в субботу морс сварили
    Ну а в воскресенье
    будет шумный день рождения.

    - Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

    Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

    - Умницы, все карточки разложили правильно.

    (Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

    - Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

    Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

    — Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

    — День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

    — Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

    — Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

    — Что раньше среда или понедельник?

    — Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

    (Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

    — Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

    Встает ребенок у кого красный круг.

    — Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

    Встает ребенок с оранжевым кругом.

    — Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

    Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

    — весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

    Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

    — А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

    Встает ребенок с голубым кругом

    — на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).

    Встает ребенок с синим кругом.

    — Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).

    Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

    Умницы, со всеми заданиями справились.

    Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

    Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

    Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

    Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

    План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

    Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность....

    Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...