Главные вкладки

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
    методическая разработка по математике

    Важно научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    Дошкольный возраст-важнейший этап в становлении человека. По                                           признанию специалистов всего мира период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Математическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, помогает формированию внимания, памяти, воображения, речи.

    Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Поэтому важно сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Самым эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является игровая деятельность. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.   Результативным обучение будет тогда, когда дети не видят, что их чему-то обучают. Они думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе действия с дидактическими материалами, считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Это детям интересно, потому что они любят играть. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка.

      Поэтому весь образовательный процесс в ДОУ целесообразно, выстраивать на основе игр.

    Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве:

    • Игра  вызывает качественные изменения у дошкольников.
    • Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
    • Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов
    • Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
    • Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребёнка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения
    • Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

    Все игры-занятия надо проводить по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Любую математическую задачу на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, можно замаскировать занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Например, для закрепления знаний о числах, предложить детям отгадать загадку, а ответ вылепить. («Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, голова.» (8) Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Разгадывание загадок математического содержания вызывают у детей радостное, приподнятое настроение.

    Также интересно использовать игры со счётными палочками выкладывая не только геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер телефона служб спасения. Эти игры можно мотивировать созданием ситуаций, где какому-то герою надо оказать помощь. В дальнейшем   привнести этот приём в сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Спасатели». Дидактические игры используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей и направлены на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления. Детям предлагаются разнообразные дидактические игры: «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь», «Сосчитай правильно» (количество и счет), «Не ошибись» (игры путешествие во времени), «Подбери пару». (с геометрическими фигурами и их преобразованием), «Где Маша?» (игры на ориентирование в пространстве), «Конструируем из палочек», «Живая неделя». Не заметно, во время игры, происходит формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.  

    Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познава-тельные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.  Логические задачи, упражнения воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные математические задачки способствуют у ребенка умению быстро воспринимать познавательные задачи и находить на них верные решения. Дети начинают понимать, что для решения логической задачи им необходимо сосредоточиться, дети начинают осознавать, что такая задача содержит "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем состоит хитрость и уловка. Примерные логические задачки по математике:                                                                                                                        - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (ответ: трое)                                              - У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (ответ: 4 ноги) и т. д.                                                                                                                                      Также можно использовать логические концовки, например:                                                                             если 2 больше одного, то один (меньше 2) ;если правая рука справа, то левая (слева).                                                                                                                                                                 Также, в качестве средств, для проведения некоторых логических игр следует использовать логические блоки (блоки Дьенеша).  Живой интерес у детей  вызывают  и другие развивающие игры (палочки Кюизенера , игры Воскобовича, Б. Никитина). Игры начинаются с простого манипулирования, а затем усложняются за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.  Играя, дети приближаются к пониманию сложных логических отношений между множествами, закрепляют качественные характеристики: цвет, размер, форма, а также состав числа и  др. С такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Эффективным средством умственного, в частности математического, развития детей являются игры-головоломки, логические упражнения на составление геометрических фигур из частей (упражнения данного типа является "Головоломка Пифагора").

    Очень важно наблюдать за детьми во время игры. Если вы видите, что они не справляются с решением логических задач, то возможно дети не научились концентрировать своё внимание и запоминать условие задачи. Вполне вероятно, что дети, слушая условие задачи, могли что - то забыть или просто не понять. В этом случаи педагог должен помочь ребенку сделать определенные выводы из условия математической задачи. Прочитав первое предложение, нужно обязательно спросить у ребенка, что он узнал, и что он понял. И так далее. Можно решить при ребенке вслух какую – либо логическую задачу. При этом делая определенные выводы после каждого предложения. Это делается для того, чтобы ребенок - дошкольник смог проследить за ходом ваших мыслей, смог понять принцип решения подобных задач. Описанный прием можно предложить родителям дошкольников использовать дома для закрепления полученных знаний в детском саду.

    Математическое развитие осуществляется не только во время НОД, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

    При проведении подвижных игр также происходит закрепление математических понятий. Например, применение счета в подвижной игре способствует закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного. При обучении началам математики широко используются игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дети совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. Однако, дети в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в этих играх, имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом. Детям интереснее играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков; в больницу, магазин, детский сад, этим творческим играм присуща свободная, активная деятельность, насыщенная положительными эмоциями для ребенка. Важно создавать такие игровые ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок производит разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, измеряет (путем наложения: короче-длиннее, шире-уже) ленточки, веревочки и др. Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетных игр, можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр; которые взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены:

    1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх.  

    2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

    3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

    4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

    5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

    6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).  

    7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.  

    Сюжетно-дидактическая игра, организованная   после занятий, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой. Для индивидуальной работы с целью формирования ориентировки в пространстве хорошо использовать игры: «Путешествие по комнате», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру», «Мастерская ковров». С помощью этих игр можно упражнять детей в умение ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.  

    Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.   Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

    Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

    « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра....

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

    Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...