Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".
материал по математике (младшая группа) на тему

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Введение. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

       Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

      Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

2. Актуальность работы.

     Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.  

     Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.
    Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.  

        В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным  развивающим эффектом. А обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.

     В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

2.1. Цель педагогической работы -  использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

 Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

Образовательные:

  •  Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий. 
  • Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов. 
  • Организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие. 
  • Заинтересовывать нетрадиционной подачей материала.
  • Закреплять полученные знания и умения.

     Развивающие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
  •  Развивать активность и инициативность детей.
  • Развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
  • Развивать активность и инициативность детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческую активность.
  • Чувство товарищества.

            Для решения поставленных задач будут использованы методы: 

-наглядные, словесные, практические;

- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме.

-наблюдение.

-математическая обработка данных.

         Работа проводится в три этапа.

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап - аналитический

      На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей младшей группы с использованием дидактических игр.

    Основной этап предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

     На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в средней группе.

      План работы: 
1. Изучить специальную литературу по теме. 
2. Поставить задачи для реализации плана. 
3. Пополнить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений. 
4. Изготовить или приобрести дидактические игры по разделам ФЭМП. 
5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив сенсорный уголок. 
6. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр. 

Ход работы.

       Организованная работа по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению. 
        В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение:   игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. 

      Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

       Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. 
    «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью, можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. 
     Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Заинтересовавшись этим вопросом, я стала изучать литературу по математическому развитию детей, разработала план своих действий по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру».
Чтобы повысить показатели по формированию элементарных 
математических представлений детей, я поставила перед собой цель, 
разработала задачи. Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр,  их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка. 
    Основная цель - решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. 
      Игровая задача заложена в самом названии игры («Узнаем, что в волшебном мешочке?», «Что бывает такого цвета?»).  Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируются игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные.

     Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяла такие виды работы, как совместная игра-забава,  выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого;  использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание. 
    Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх я осуществляла с помощью практических действий: приложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму.

       При проведении дидактических игр по формированию восприятия величины я использовала дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, грибочки, вкладыши. 
     Дидактические данные детей показали, что основные цвета спектра воспринимаются ими по-разному. Наиболее сложным для восприятия малышей является зелёный цвет, а желтый воспринимается легко. Целесообразен следующий порядок ознакомления детей с основными цветами: желтый, синий, красный, зеленый. Желтый цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. С ним я знакомила детей осенью, в самый сложный период адаптации детей к новым условиям жизни. Затем я знакомила детей с синим цветом. Он  приглашает к спокойствию и отдыху. Освоению красного цвета отвела весь зимний период. Красный цвет поощряет активность, инициативность и самостоятельные действия малыша. В конце года дети познакомятся с зеленым цветом. 
      Полученные знания я переносила в бытовую ситуацию. Дети находили предметы обихода определенной формы, цвета, величины в окружающей ребёнка обстановке, на прогулке. 
      Я - постоянный партнер ребенка в играх, т.к. являюсь для него основным поставщиком информации. 
      В работе использую следующие виды деятельности с детьми: 
Индивидуальная работа. 
Совместная: игровая и экспериментальная деятельность с детьми.
Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в уголке сенсорного развития. 
      Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Также закрепляю умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине,  различать и называть цвет: желтый, синий, красный. Формирую умение различать и называть форму, заменяя название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат, прямоугольник, развиваю умение различать и называть величину  контрастную: большую и маленькую (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет. Строя, считали этажи: один, много. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группировали посуду по цвету, величине, сравнивали,  чашки и блюдца. Сравнивали кукол по величине, подбирали соответствующую одежду. 
     Читая книги, мы  различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки « Репка» начиная с деда и, наоборот,  с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом». 
         Играя на прогулке, мы  сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». «Артём уехал далеко на велосипеде, а Оля близко». Так же считали ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. 
        В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект малыша. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким какой он есть, чтобы малыш мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь), постоянно использовала в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращаю внимание на признаки предметов.

        В группе  создан   уголок сенсорного развития. В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке сенсорного развития организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае  можно помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросить малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитать второе предложение и задать тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

        Работа с родителями. Для улучшения игровой деятельности детей, я веду работу с родителями, беседую с ними. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогаю родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям. Устроила выставку игрового материала, дидактических игр. Для пропаганды педагогических знаний я использую письменные консультации. Провела с родителями практикум по руководству дидактической игрой. Эта работа принесла пользу, привлекла их внимание. Родители принимают участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогают мне в изготовлении дидактических игр по теме. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье. 
         Результативность. Мои воспитанники стали проявлять высокую познавательную активность,  задавать много «умных» разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали  пользоваться разнообразными обследовательскими действиями:  группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству;  составлять целое из 4-6 частей; осваивать счёт.

       Воспитанники радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход, используемый в моей работе, помогает  каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности. Эксперимент еще в стадии исследования, но уже можно сказать, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

       Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. В мае я проведу диагностику по данной теме. Надеюсь, что результаты значительно улучшатся. И тогда поставленные задачи будут выполнены, цель достигнута.
    Заключение. Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

       Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

        Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.

Литература:

1. Пономарева И.А.,  Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй  младшей группе детского сада»

 М.: Мозаика - Синтез, 2009г.;
2. «От рождения до школы»  основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.,2011г.;

3. Метлина Л.С. – «Математика в детском саду» - М., 1984г.;

4. Новикова В.П.  « Математика  в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2009г.;

5. Стасова Л.П. «Развивающие математические игры-занятия в ДОУ».-

Воронеж: 2008г.;

6. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.;

7.Куваева Н.Л., Микляева Ю.В. «Конспекты занятий по математике»- М., Айрис пресс, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

В.А. Сухомлинский:«Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для н...