Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
консультация (старшая группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_arsenchuk_i.s.docx62.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрации города Иркутска комитет по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 77

Подготовил:

Воспитатель Арсенчук Ирина Сергеевна

Иркутск, 2022

Отчёт по самообразованию на тему

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Подготовила воспитатель: Арсенчук Ирина Сергеевна

В 2021-2022 учебном году я работала над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
  2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.


Ожидаемые результаты:

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Пояснительная записка

         В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. Минобрнауки включило преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.

Этапы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Принципы организации дидактических и сюжетно-ролевых игр:

- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;

- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;

- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;

 - организация коллективных игр.

- привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;

- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.

Формы  и методы:

  • Беседы
  • Чтение произведений художественной литературы
  • Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности
  • Просмотр презентаций
  • Дидактические игры
  • Викторины
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игры- путешествия
  • Настольные игры
  • Игры-коллекции

Была проведена следующая работа:

 Изучение нормативно-правовых документов

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564);

Изучение организационно- методической литературы по теме самообразования

  • Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.- сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева, - Волгоград: Учитель. - 2018 г.
  • Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебное методическое пособие. Челябинск: Из-во «Челяб. гос. пед. университета, 2015 г.
  • Райзберг Б.Г. Экономика для детей: учебное пособие в играх.- М.: 1999 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. – М.: Вакоша, 2019 г.
  • Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов – на – Дону. ООО «Феникс»,2018 г

Практические  выходы 2021-2022 уч. года

Месяц

Формы     работы

с   детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1.Дидактическая игра «Заветные желания»

2.Беседа «Что такое деньги»

Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?»

Октябрь

1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы»

2.Настольная игра «Профессии»

Изготовление дидактической игры «Расходы семьи»

Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Ноябрь

1.Дидактическая игра «Доход - расход»

2. Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом» «Телефон»

3. СООД по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги»

СООД по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги

Консультация: «Финансовая грамотность – это важно!»

Декабрь

1.Интерактивная дидактическая игра «Желаемые и необходимые траты семьи»

2.Беседа «Кем работают мои родители»

1.Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей

Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

Январь

Открытое занятие по финансовой грамотности в рамках конкурса «Воспитатель года»

Буклет для педагогов «Бюджет семьи – забота каждого»

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

2. Просмотр презентации «Надо-хочу»

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы»

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет»

2.Интерактивная игра «Найди пару»

1. Буклет «История о дереве и человеке»

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Апрель

1.Квест-игра «Удачная покупка к школе» (подг. гр. ТНР)

2. Квест-игра «Азы финансовой грамотности» (ср. гр.)

Консультация «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Май

Презентация  «Для чего нужна реклама»

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Итог проведенной работы:

1.Пополнена картотека методических пособий.

2. Изготовлены дидактические игры: «Семейный бюджет», «Что можно и нельзя купить за деньги», «В магазин за покупками» и другие.

3.Разработаны и изготовлены материалы и атрибуты к квест- играм «Азы финансовой грамотности» и «Удачная покупка к школе».

Литература по теме самообразования:

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
  5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

В качестве средств формирования основ экономической культуры целесообразно использоание дидактических игр. Главной особенностью игр является то, что заданияя предлагаются в игровой форме....

Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр к...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».

Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством  игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...