Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Дидактические игры и упражнения для развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Ирина Николаевна

Пособие для педагогов детских садов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных   образовательных учреждений

 

Дидактические игры и упражнения  для развития речи и логического мышления детей  старшего дошкольного возраста

     Аннотация

В сборнике представлены дидактические игры для развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Игры направлены на развитие связной речи, лексическо-грамматического строя, логического мышления и внимание старших дошкольников. Дидактические игры из данного сборника можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, индивидуальных и подгрупповых коррекционноразвивающих занятиях.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

         

Пояснительная записка

 

Ребёнок появляется на свет, не обладая мышлением и речью. Познание окружающего мира начинается с ощущения и восприятия отдельных различных предметов и явлений, чьи сохраняются в памяти. Мышление у ребенка складывается на основе личного опыта и непосредственно познания окружающей действительности. Развитие речи играет самую важную и решающую роль в формировании мышления ребенка. Речь является главным инструментом мышления, с помощью речи можно передать информацию, которую невозможно передать при помощи других органов чувств.

На развитие мышления и других познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), влияет развитие речи, а через развитие мышления развивается речь. Мы видим, что все высшие психические функции тесно взаимосвязаны друг с другом.  Таким образом, при выполнении заданий на развитие речи, мы развиваем и познавательные способности ребёнка и наоборот.

Развитие мышления и речи у детей не происходит спонтанно или стихийно, этими процессами руководит взрослый, когда обучает и воспитывает ребенка. Взрослые передают знания, развивают умения ребенка, сообщают понятия, до которых самостоятельно он не смог бы додуматься, опираясь на опыт имеющийся у ребенка.

Дошкольный возраст – это период, где ведущая деятельность ребенка –  игра. В игре легче усваиваются знания, формируются умения и закрепляются навыки. С помощью игровой ситуации можно с легкостью привлечь внимание ребенка, таким образом он качественнее запомнит материал. Большая роль отводится именно дидактическим играм.  

Дидактическая игра – это важнейшее средство для познавательного развития ребенка. Игры развивающего и обучающего характера способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, и речи. Важная роль дидактической игры состоит в том, что с ее помощью можно развить самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

С помощью дидактической игры взрослые могут дать дошкольникам базовые знания, необходимые для обучения ребенка в школе, закрепить эти знания и научить детей применять на практике то, что они изучили. Игра учит последовательно и целенаправленно воспроизводить, и реализовывать знания, в различных игровых действиях и правилах. Это означает, что при использовании дидактических игр происходит подготовка детей-дошкольников к обучению в школе.  Кроме того, использование в обучении и воспитании дидактических игр вносит огромный вклад в развитие речи детей. Ребенок, в ходе игры может комментировать свои или чужие действия, рассказывать о том, как он выполнил задание или как смог найти выход из проблемной ситуации; в игре ребенок общается со сверстниками и отвечает на вопросы взрослого,

Дидактические игры направлены на решение главных задач развития речи -  формирование лексико-грамматического строя речи, а также развитие монологической и диалогической речи. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность деятельности, самоконтроль, дети обучаются взаимодействовать в команде, помогать друг другу, учатся принимать поражение и победу с достоинством.  

Основное содержание этого сборника— рекомендации по практическому использованию дидактических игр на развитие речи и мышления в детском саду.  В данном сборнике игры распределены по разделам: развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие мышления. Графические игры нацелены на ознакомление детей с графическим образом букв, составление и чтение слогов, слов и предложений. В процессе лексических игр пополняется активный словарь ребенка. при проведении грамматических игр дети обучаются правильному построению предложений. Во время игр, развивающих связную устную речь, формируется диалогическая и монологическая речь шестилетних детей. Естественно, что в процессе, например, фонетических игр происходит и пополнение активного словаря детей, но во внимание принимается основная дидактическая задача.      Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.

     В методическое пособие входят логические операции, приемы и способы развития логического мышления старших дошкольников:

  • сравнение;
  • анализ и синтез;  обобщение.

     В каждом разделе даны характеристика логической операции (логические слова, связки).

 

1. Особенности проведения дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

 

     Дидактические игры имеют такую структуру, в которой многие исследователи выделяют такие элементы, как:  

  • обучающая задача;
  • игровое действие или игровой элемент;
  • правила;
  • заключение или окончание игры.

     Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.); в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.  

По содержанию дидактические игры делят на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений, игры музыкальные и т.д

По мере усвоения программного материала дидактическую игру и упражнения можно усложнять. Педагог и сам может усложнить игру, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по рядам и т. д. 

На одном занятии в зависимости от его содержания и обучающих задач может быть проведена одна или несколько игр. Длительность игр различна: от 3 - 5 минут до 15.

     Они могут проводиться в середине занятия, в конце и изредка, некоторые из них, - в начале. Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведении педагог должен наблюдать за играющими и при появлении у детей первых признаков утомления (или сильного возбуждения) закончить игру.

     Игры-занятия, что ясно из самого названия, придают игровую форму всему занятию.

Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила. Необходимо рассказать о расположении участников игры, если игра связана с двигательной активностью.

     Педагог должен показать образец действия. Иногда это может сделать кто-либо из детей. На ведущую роль в первый раз следует назначить заранее подготовленного ребенка. Исполнитель роли в сюжетной дидактической игре выбирается при помощи считалки, стрелочки и т. д.

     В ходе игры пелагог, как и играющие дети, выполняет разнообразные роли. Он «живет» в игре. Начало игры надо проводить в несколько замедленном темпе, чтобы дети лучше усвоили правила. Если правила сложные, то тогда можно предложить пробный ход, а потом перейти к проведению самой игры.

Чем четче соблюдаются правила, тем напряжённее, интенсивнее идет игра. Нецелесообразно исключать из игры того, кто ошибся, поскольку он лишается возможности упражняться в совершаемых действиях.

     После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища. Многие игры они смогут проводить сами в свободное от занятий время. Темп игры возрастает при развертывании действий. Педагогу надо следить за темпом игры, ибо слишком быстрый темп возбуждает детей или может внести растерянность, замедленный темп - утомляет играющих.

     Педагога должен интересовать результат игры, который является показателем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированной навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, установились ли положительные взаимоотношения в коллективе.

     По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Почти каждая игра предоставляет детям возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации. Осуществляя игру совместно с ребенком, дайте ему знания о том, как правильно играть, расскажите ему о   правилах игры, предложите ребенку выбор игр, затем пусть он сам придумает новые правила.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи и мышления  детей.

2. Дидактические игры для развития лексикограмматического строя речи

 

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

   

Дидактическая игра «Скажи ласково» или «Большой-маленький»  Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Задачи:  

  1. закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  2. Учиться согласованию словосочетаний по родам  

Оборудование: картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: вариантов игры много, например, педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки где изображен большой и маленький предмет. К примеру, мяч – мячик, можно предложить использовать слова помощники – большой мяч, маленький мячик и так далее. Также эту игру можно проводить с группой детей. Бросать мяч ребенку произнося слово, а он бросает обратно, произнося уже с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» 

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;  

Задачи:

  1. продолжать знакомить детей с разнообразным миром предметов и многообразием материалов, из которых они сделаны;
  2. расширять представления детей о связи образа и материала с развитием общества;

Оборудование: картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки, где изображен предмет и материал из которого он изготовлен, например: кожа – сумка из кожи – кожаная сумка, стекло – стакан из стекла – стеклянный, дерево – стол из дерева – деревянный и другие. Картинки могут быть изначально соединены, либо перепутаны, таким образом задачу можно усложнить, собрав картинку-пазл воедино.

 

Дидактическая игра  «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу.

Задачи:  

  1. активизировать мыслительную активность детей
  2. развивать вербальную память,  
  3. воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Оборудование: предметные картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: можно использовать два варианта. В первом не требуется никакой дополнительной подготовки в виде раздаточного материала, предметных или сюжетных картинок. Также можно играть как индивидуально, так и с группой детей.  

1. Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь… Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь… Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь… Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь… Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите… Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты Дети: Молчать.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас… Дети: Конец!

2. Можно использовать вариант с картинками – педагог предлагает собрать картинки по парам. Например, светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить – веселиться и так далее.  

 

Дидактическая игра «Лови и бросай̆, и цвета называй̆» или «Найди пару по цвету»

Цель:         учить         согласовывать         существительные         с         прилагательными. Задачи:

  1. Развитие умения согласовывать качественные прилагательные в словосочетания с существительными.
  2. Развивать внимание и мышление  

Оборудование: мяч, предметные картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: с мячом можно сыграть так: педагог бросает мяч, называет цвет, а ребенок ловит мяч, придумывает предмет, согласовывает его с цветом в роде, числе и падеже, и бросает обратно. Например: синее – синее небо, зеленая – зеленая трава, желтые – желтые цветы. Также можно играть и с группой детей. По картинкам: педагог предлагает ребёнку найти пару к картинке на которой изображен предмет,  и картинку на которой изображен цвет данного предмета и обязательно проговорить словосочетание. Например: красный̆ цвет– красный мак, красный флаг;   оранжевый̆ цвет – оранжевый апельсин, оранжевый мяч;   жёлтый̆ цвет – желтый цыплёнок, желтый одуванчик.

 

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Задачи:  

  1. развитие умения согласовывать притяжательные прилагательные в словосочетания с существительными.
  2. Развивать внимание и мышление  

Оборудование: мяч, предметные картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и соединить их в пары, проговаривая и согласовывая словосочетания в роде, числе и падеже.. Например:  У коровы голова – коровья;  хвост кошки  – кошачий; лапа зайца – заячья, у мамы сумка – мамина, у бабушки очки – бабушкины.

Дидактическая игра «Накорми животное» или «Кто что ест?»  

Цель: учить согласовывать словосочетания в падеже (дательном), закреплять знания детей о разных видах питания животных; развивать умения различать понятия "Домашние" и "Дикие" животные Задачи:  

  1. развитие общей и мелкой моторики;  
  2. развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и восприятия, ассоциативному и логическому мышлению, воображению,
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: игра с прищепками «Кто что ест?»  либо предметные картинки по лексической теме.

Ход игры: педагог предлагает Ребенку соединить по кругу прищепками соответствующие картинки. При этом проговаривать какое животное что ест, например: «Медведь ест малину», либо говорить: «Накормлю зайца морковкой, обезьяну бананами и т.д..»  

 

Дидактическая игра «Считай и называй»

 Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Задачи:  

  1. познакомить ребенка с числительными,
  2. научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.  

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам.

Ход игры: педагог показывает картинки с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку,  помочь Тане сосчитать вещи.  

 

Дидактическая игра «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога в речи.

Задачи:  

  1. познакомить детей с предлогом, 
  2. дать понятие что такое предлог и как мы его используем в речи. 

Оборудование: Кубики, стул, стол.  

Ход игры: педагог вызывает одного из детей и дает ему задание: «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание.) Положи кубик. стул, (Ребенок не выполнил задания.) Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, по очень важное слово. Догадайся, какое слово я потеряла». — «На». Затем даются инструкции другому ребенку.

Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

 

Дидактическая игра «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова. 

Задачи:  

  1. познакомить детей с понятием однокоренные слова,
  2. научить детей как правильно применять в речи однокоренные

слова,

  1. развивать речь и мышление.

Оборудование: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках).

Ход игры: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

 

  1. Развитие связной речи с помощью приемов мнемотехники

 

Связная речь выполняет важные  функции: помогает ребенку социализироваться, определяет и регулирует общепризнанных нормы поведения в обществе,  что и является решающим условием для становления его личности. С каждым годом увеличивается число детей, с нарушениями речи. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. 

Труднее детям всего дается не только самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, а также воспроизведение текстов по образцу. Поэтому использование для развития связной речи,  одних традиционных методов работы недостаточно, нужно изыскать методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. 

Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Использование данной методики дает эффективные результаты в развитии речи старших дошкольников. Ниже представлены варианты использования мнемотаблиц и мнемосхем на занятиях. 

 

 

Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов по  разным лексическим темам.

 

Рассмотрим упражнение на примере лексической темы «Профессии»

Цель: познакомить детей с профессиями, обучить составлять рассказ о профессиях.

Задачи:  

  1. развитие памяти, мышления;
  2. развитие связной речи

Оборудование: карточки с мнемотаблицами по количеству детей, либо одна большая картинка.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть таблицу и уточняет с детьми:

что обозначает каждая картинка, последовательность высказывания. Педагог может для примера сам рассказать об одной профессии.  

 

План рассказа:

Название профессии.

Место работы.

Что нужно ему для работы?

Одежда человека этой профессии.

Что делает человек данной профессии?  

 

Мнемотаблица, как и тема, может быть любой, на усмотрение педагога, таблицу или схему по любой лексической теме можно составить самостоятельно. В приложении представлены наши варианты таблицы.  

 

Варианты тем и вопросы:

Насекомые  Кто это?

  • Величина, цвет?
  • Части тела.
  • Что делает?

Пищит жужжит и тд.

  • Чем питается?
  • Где живет?
  • Как зимует?
  • Польза или вред? Деревья  Что это?
  • Высота
  • Части дерева
  • Форма листьев
  • Плоды

Транспорт  Что это?

  • Вид транспорта  Где и как используют?
  • Цвет, размер.
  • Детали
  • Что нужно для движения?
  • Как ухаживают?

Животные

  • Кто это?
  • Цвет?
  • Части тела.
  • Чем покрыто?
  • Как подает голос?
  • Чем         питается?         Хищное         или  травоядное?
  • Где живёт?
  • Что делает? Польза человеку.

Мебель

  • Что это?
  • Как используют?
  • Для какого помещения?
  • Цвет материал?
  • Детали
  • Форма
  • Как ухаживают?

Посуда

  • Что это?
  • Вид посуды?
  • Цвет и размер
  • Материал
  • Детали
  • Применение
  • Вид де

Использование мнемотаблиц для пересказа текста и заучивания стихотворений.

Мнемотаблицы можно использовать и для пересказа текста. Для примера рассмотрим текст:

«У Оли и Димы дружная семья. Они живут в одном доме с Мамой, папой, бабушкой, дедушкой и кошкой Муркой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занят делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа и дедушка играют в шахматы, Дима наблюдает за их игрой, мама учит Олю читать. Кошка Мурка спит на коврике».

Педагог читает текст 2 раза. Затем ребенок по подсказкам сам пересказывает текст.

Кроме того мнемотаблицы можно применять при заучивании стихотворений, пословиц.

«В огороде много гряд. Тут и репа и салат. 

Тут и свекла и горох. А картофель разве плох? 

Наш зеленый огород нас прокормит круглый год.» Или:

Алиса в саду

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке — сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!  

  1. Дидактические игры и упражнения для развития логического мышления дошкольников

 

  1. Логическая операция – сравнение

Сравнение – логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта. Игры направлены на развитие способности определять черты сходства и различия по существенным признакам.

Дидактическая игра  «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие умения выделять признаки сходства и различия.

Задачи:

 научить детей находить нам иллюстрации сходство и различие,  развивать логическое мышление и речь.

Оборудование: Пары картинок, или же – просто словесный вариант (для деток постарше).

Ход игры: Взрослый называет пары слов или показывает пары картинок, а ребёнок находит и называет сходства и различия.

ПРИМЕРЫ:

тетрадь – книга платье – кроссовки сосна – дуб человек обезьяна пылесос – холодильник волк – заяц ромашка – роза ракетка – клюшка птицы – рыбы

Чем больше признаков сходства и отличия ребёнок назовёт – тем лучше.

Если играют несколько детей, то признаки нужно называть по очереди. Тот, кто не может назвать – пропускает ход.

 

Дидактическая игра  «Найди отличия»  

 Цель: развитие умений сравнивать предметы.  

  Задачи:  

 научить детей сравнивать предметы, находить сходство и различие,  развиваем логическое мышление и речь.

Оборудование: Картинки с предметами, в которых необходимо найти отличие.  

   Ход игры: Детям предлагают упражнения, где необходимо сравнить предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Подобные упражнения способствуют концентрации внимания.

Ребёнку предлагается рассмотреть две на первый взгляд похожие картинки отметить в них все отличающиеся элементы рисунка.

Вопросы:

  • Кто нарисован на картинке?
  • Кто нарисован на другой картинке?
  • Они разные или одинаковые?
  • Чем они отличаются?
  • Сосчитай сколько отличий.
  1. Логическая операция- обобщение

В ходе игр формируется умение выделять и фиксировать общий признак группы объектов

Дидактическая игра  «Что объединяет предметы»

Цель: развитие умений анализировать свойства изображений, формирование умений распределять предметы по группам (классам) на основании общих признаков.

Задачи:  

  • научить детей умению распределять предметы по группам, на основании общих признаков,
  • развиваем логическое мышление и речь.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов (мебель, овощи, посуда и т.п.)

Ход игры: 1. Предложите ребенку назвать одним словом изображения на картинке.  

     2. Ребенку показывают картинку, на которой нарисованы предметы.

Предлагают внимательно посмотреть и ответить на вопросы:

- Что нарисовано?

-Какие общие признаки объединяют предметы в ряду?

-Назови предметы в ряду, одним словом.

     3. Ребенку предложить карточки-картинки.  

Ребенок должен разложить карточки на группы: отдельно – посуду, отдельно – дикие животные, отдельно – домашние животные и т.д..

Дидактическая игра «Найди лишнее» 

Цель: формирование умений находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы, проводить классификацию.

Задачи:  

  • научить детей находить сходство и различие в свойствах предмета, делить их на группы по признакам,
  • развивать логическое мышление и речь.

Оборудование: карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.

Ход игры: ребенок, просмотрев ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что лишнее?
  2. Почему? назови отличительный признак.
  3. Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?

Вариант 1

Слова объединены по смыслу.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам  

Например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.).  

  При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

 

  1. Логическая операция – синтез, анализ

   Анализ и синтез – (Анализ -выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку (отметь те фигуры, из которых состоит флажок, домик и т.д.). Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое (составь фигуру, сложи фигуру, образуй фигуру ). В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Дети учатся выделению свойств объекта, или выделению объекта из группы по определенному признаку.

 

Дидактическая игра  «Часть- целое»

 Цель: соединить целый фрукт/овощ/ягоду с его долькой и названием. В задании использованы как привычные растения, так и экзотичные. Игра позволяет         развить         образное         и         логическое         мышление,         внимание, наблюдательность, усидчивость.

Задачи:  

  • Научить соединять часть предмета с целым предметом.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, речь.

Оборудование: карточки с изображением фруктов и их частей. [Прил. 20] Ход игры: педагог объясняет детям, что необходимо соединить часть фрукта или овоща, с целым фруктом или овощем и т.д.

 

Дидактическая игра  «Собери квадрат»

Цель: соединение отдельных элементов в единое целое.

Задачи:  

  • научить соединять элементы в единое целое,
  • развивать логическое мышление, усидчивость, сообразительность и речь.

Оборудование:         Отдельные         элементы,         из         которых         собирается         квадрат, необходимо вырезать. В игре предусмотрено 3 уровня сложности: квадраты 3x3, 4x4, 5x5.

Ход игры: Перед тобой квадрат, но он не целый. Давай попробуем собрать его из частей.

 

Дидактическая игра «Умные пчелки» 

Цель: Развитие внимания и логического мышления Задачи:

  • научить детей находить сходство и различие в свойствах предмета, делить их на группы по признакам,
  • развивать логическое мышление и речь.

Оборудование: картинки с изображением цветов и пчелок.

Ход игры: педагог предлагает детям найти цветочек с таким же сочетанием цвета, как и у пчёлок.

🐝1 вариант игры: 10 цветочков и 10 пчёлок, нужно рассадить пчёлок на цветочки.

🐝2 вариант игры: 12 цветочков и 12 карточек с пчёлками; с фоном и без фона.

 

Дидактическая игра «Найди снежинку по тени»

Цель: развитие внимания и воображения

  • Задачи: научить детей умению распределять предметы по группам, на основании общих признаков,
  • развиваем логическое мышление и речь.

Оборудование: карточки с изображением снежинок.

Ход игры: педагог предлагает детям  найти точно такую же снежинку по тени

Список использованной  литературы и источников

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2009.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.  
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010.  
  5. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. №»9 .  
  6. Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова.-3-е изд.,дораб.М.:Обруч, 2012.-176с.
  7. Михайлова З.А, Носова  Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. —СПб: «Детство – пресс», 2013.
  8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2007.  
  9. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2008.  
  10. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.
  11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.:

2012г.  

  1. 244         упражнения         для         маленьких         гениев.         Развитие         креативных способностей         ребенка-дошкольника/Е.В.Котова,         С.В.Кузнецова, Т.А.Романова.-Ростов н/Д: Феникс,2010.-138с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и логического мышления "Репка"

Обогащению речи дошкольников, закрепление знаний о числах первого десятка,  освоение простых способов моделирования, умение делить фигуры по различным признакам.Воспитание  у дет...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Формирование речи и логического мышления детей раннего возраста при помощи авторского пособия «Карточки-выручалочки»

Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому осн...

Буклет: « Развитие речи и логического мышления с помощью универсального пособия - математический планшет.»

Использование математического  планшета для развития речи и логического мышления....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста (Презентация для педагогов)

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...