Главные вкладки

    Статья по музыке (старшая группа) на тему:
    Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Лега Екатерина Сергеевна

    В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vliyanie_muzykalno.docx18.43 КБ

    Предварительный просмотр:

       Влияние  музыкально-дидактических игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкальных способностей.

            Современная педагогика исходит из положения, что развитие музыкальных способностей у детей, это процесс подчиненный общим психическим закономерностям развития творческих способностей, при условии применения соответствующих методик.  Так как музыкальное воспитание предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на человека и рассматривается как средство общего гармонического развития личности, формирования нравственно - эстетического вкуса и потребностей несомненна его необходимость и значимость в педагогическом процессе детского сада. На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. Главным компонентами музыкальных способностей являются:

    звуковысотный слух (мелодический и гармонический);

    тембровый;

    динамический;

    ритмический.

    Мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одного голосной мелодии. Гармонический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к многоголосной мелодии.

    Динамический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить полярные градации динамики (громко - тихо) и постепенный переход от громкого к тихому звучанию и наоборот.

    Тембровый слух определяется в процессе прослушивания звучания русских народных инструментов, в музыкально-дидактических играх.

    Ритмический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить эмоциональную выразительность музыкального ритма.

     Музыкально-дидактических игры на развитие у детей музыкальных способностей: звуковысотного, тембрового и ритмического слуха.

    Для развития звуковысотного слуха:

    "Три поросенка"

    "Ступеньки"

    Игра "Три поросенка"

    Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой "фа" первой октавы нарисовано мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа; под пластинкой "ля" первой октавы – поросенок в красной шапочке – Наф-Наф; под пластинкой "до" второй октавы – поросенок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. Каждому играющему по три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

    Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. "Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит музыкальный руководитель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: "Я Ниф-Ниф" (поет и играет на фортепиано "до" второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет "фа" первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше (поет и играет "ля" первой октавы). Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто это поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей правильно угадали, кто поет, то музыкальный работник вращает диск по планшете и в окошечке появляется поросенок. Если дети неверно угадали, то в окошечке никто не появляется, и тогда музыкальный руководитель играет опять этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

    Игра "Ступеньки"

    Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).

    Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки, вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

    Для развития тембрового слуха:

    "Догадайся, кто поет?"

    "Слушаем внимательно"

    Игра "Догадайся, кто поет?"

    Ход игры: Дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тилиечеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет "жмурке", который стоит в центре круга. "Жмурка" должен отгадать, кто спел второй куплет.

    Игра "Слушаем внимательно"

    Игровой материал: Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

    Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведения, и найти их на столе.

    Для развития ритмического слуха:

    "Веселые матрешки"

    "Определи по ритму"

    "Прогулка"

    Игра "Веселые матрешки"

    Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

    Ход игры: Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей – маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу не сложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

    Игра "Определим по ритму"

    Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

    Ход игры: Музыкальный руководитель выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

    При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся.

    Для различения ритмических рисунков использовались знакомые детям песни Е. Тимичевой:

    "Небо синее"

    "Смелый пилот"

    а также использовалась русская народная песня

    "Андрей-воробей"

    и русская народная прибаутка

    "Барашеньки"

    Игра "Прогулка"

    Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.

    Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. "Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - музыкальный руководитель ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!", - передает бег. Дети повторяют "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - музыкальный руководитель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок", - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыло солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята и побежали в детский сад", -быстро и ритмично ударяет молоточком.

    Кроме выполнения этих заданий дети должны передать ритмический рисунок, выложив на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю". Ребенок выкладывает широкие карточки."Пошел частый, сильный дождь". Ребенок выкладывает узкие карточки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

    СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

    «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

     Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

    Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация предназначена для родителей  детей старшего дошкольного возраста. Формирование музыкальных способностей у детей, необходимо развивать  как можно раньше. Чем раньше дети приобщаю...

    «Игры и игровые приемы на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Приемы, формы и методы предлогаемые в презентации могут нацелить ребенка и педагога на умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам други...

    статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...