Опыт работы по теме: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Жукова Светлана Николаевна

Рецензия на опыт работы

Светланы Николаевны Жуковой,

музыкального руководителя

 МДОУ «Детский сад № 10 КВ»

г.Богородицка по теме:

 «Певческая деятельность как средство развития

музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста»

 

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, ребенок, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

Изучив современные методики и технологии в области вокального воспитания детей, музыкальный руководитель Светлана Николаевна Жукова отошла от традиционного понятия «развитие музыкального слуха», а ввела в свою педагогическую практику понятие «развитие голосового аппарата».

Ведущей целью опыта работы с дошкольниками музыкальный руководитель считает воспитание певческих навыков, формирующих первоначальные навыки вокальной культуры и навыки, развивающие общую музыкальную культуру дошкольника.

Причины неудовлетворительной певческой работы с детьми в детском саду кроются в некоторых неверных установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий, в недостатках профессиональной подготовки музыкальных работников детских садов. Беспрерывная подготовка к бесконечным праздничным датам требует от музыкальных руководителей разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, что становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих навыков и развития музыкальных способностей. Поэтому очевидна социальная значимость данного опыта.

В опыте работы раскрывается система певческого воспитания дошкольников, которая позволяет воспитывать в музыкальном отношении всех детей, даже самых слабых, которая помогает детям развивать голос, учиться началам музыкальной грамоты.

В опыте работы предоставлен богатый практический материал, включающий в себя задачи обучения, модель работы по формированию певческих навыков, перспективный план работы с детьми, содержание и формы совместной деятельности музыкального руководителя с родителями, диагностические задания по выявлению уровня сформированности певческих навыков и музыкальных способностей у дошкольников. Ценен материал консультаций, семинаров и мастер-классов и других форм работы для  родителей и педагогов по данной теме, который оказывает им существенную помощь во всестороннем развитии ребенка и самого взрослого.

В целом опыт работы соответствует основным требованиям, предъявляемым к работе данного вида, заслуживает высокой оценки и рекомендован к использованию и распространению в дошкольных образовательных учреждениях г. Богородицка и района.

 

Рецензент: старший воспитатель 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Певческая деятельность как средство развития

музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста»

 

ВВЕДЕНИЕ

В широком круге проблем музыкального воспитания одна, достаточно важная – научить детей петь.  Эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, потому что через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение является одним из самых доступных и близких видов  исполнительской деятельности. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, музыкальному руководителю необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.

Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. Проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остается предметом исследования многих ученых и музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта.

Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически не поющей. Дети поют в основном в разговорной манере, в ограниченном диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо–вокальной координации, артикуляции, дикции.

Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях дети должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети не в полной мере использовали певческий потенциал. Они затруднялись петь в высоком или низком регистрах, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шепот.  В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мною была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. Были определены три уровня развития певческого голоса: высокий, средний, низкий. Были выбраны наиболее эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно.

На основе данных, полученных в ходе диагностики, были сформулированы основные задачи работы с детьми дошкольного возраста по формированию певческих навыков.

Конечным итогом работы является самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в успешном исполнении песен на концертах, конкурсах, в самостоятельной деятельности. У ребенка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируются  музыкальные и творческие способности.

Применительно к дошкольникам составлен перспективный план, который содержит все разделы работы по развитию показателей певческого голоса, включая дыхательные упражнения, массаж лица и шеи, артикуляционные и интонационно – фонетические упражнения.

План работы осуществляется на музыкальных занятиях и в процессе  индивидуальной работы с детьми.  

Достичь успеха в решении поставленных задач можно только в тесном профессиональном сотрудничестве и сотворчестве музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Этот принцип подразумевает также тесное сотрудничество с семьей ребенка.

ОБЩИЕ ТЕОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕВЧЕСКИХ

НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Пение относится к числу тех видов музыкальной

деятельности, в процессе которой успешно развивается

эстетическое отношение к жизни, к музыке;

обогащаются переживания ребенка; активно

формируются музыкально – сенсорные способности и,

особенно, музыкально – слуховые представления

звуковысотных отношений.

Н.А.Ветлугина

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача развивать певческий голос, способность исполнительства, выразительность пения. Овладение пением у детей происходит постепенно, как говорил Б.М. Теплов в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления». В течение ХХ века ведущие педагоги – вокалисты (Н.А.Метлов, А. Абелян,  В.Н.Шацкая, С.Краснощекова, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Г.Струве, Г.П.Стулова, В.В. Емельянов и др.) занимались проблемой развития детского певческого голоса.

Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского вокального исполнительства в России 17-19 в.в., развитие которого было связано главным образом с церковным пением. Стиль духовных песнопений с самого начала определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренной по силе, в удобной, преимущественно в средней, тесситуре. Все это создавало условия для настройки певческих голосов на фальцетное или близкое к нему звучание.

Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, формирует приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

В 1938 году в Москве состоялось первое Методическое совещание по проблемам вокальной работы с детьми. Охрана детского голоса была главным вопросом совещания.

Основное его решение сводилось к рекомендации использовать фальцетную манеру голосообразования у всех детей до мутационного возраста. Проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остается предметом исследования многих ученых, музыкантов. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения. Нарушение напевности звучания, нечеткая дикция.

Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П.Морозову. Он очень тщательно исследовал одну из ключевых проблем – развитие детского голоса в зависимости от использования его регистровых возможностей. В фальцетном режиме можно спеть практически все звуки диапазона голоса. Поэтому в детской певческой практике именно он, по мнению большинства специалистов, считается единственно приемлемым.

Еще в 1940 году Н.А.Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил вопросы, связанные с охраной детского голоса. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М.И.Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи.

Большинство исследователей и практиков указывают на Фа первой октавы  Ля первой октавы как диапазон примарной зоны для детей. Постепенно диапазон расширяется.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедическкий метод развития голоса» (ФМРГ) разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В.В.Емельяновым. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса. В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них, в силу возрастных особенностей голосового аппарата дошкольников. Благодаря технологии В.В.Емельянова мне удалось выработать собственный стиль работы над основными певческими навыками. Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребенка к занятию пением.

Упражнения и задания, предложенные автором, я апробировала и адаптировала к дошкольному возрасту. Объединив артикуляционные и фонетические упражнения, у меня получились небольшие сказочные сюжеты, которые очень увлекают детей и помогают в игровой, доступной форме раскрыть индивидуальные физиологические и природные особенности. Главная задача игрового момента – участие детей в творческом процессе. И не так важно для начала выполнено задание ребенком правильно или нет, главное – участие. Это особенно необходимо для детей имеющих слабые музыкальные данные и заниженную самооценку. По выражению В.В.Федонюк «Петь – это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец – это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью». Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива. Глубокая и разносторонняя взаимосвязь разных видов певческой деятельности (артикуляционной, дыхательной, физической и др.) прослеживается в комплексе оздоровительных упражнений программы Н.И.Мыськовой «Музицирование, как фактор здоровьесбережения». Данный опыт работы, на мой взгляд, очень актуален, т.к. здоровьесберегающие технологии способствуют реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья детей, особенностей их возрастного, психического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Вибрации, вызываемые пением, не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к органам.

Очень важно прививать певческие навыки, заложить основы звукообразования с самого раннего возраста. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру.

Работа над формированием певческих навыков включает следующие основные положения:

  • постоянная направленность внимания детей на эталон певческого звучания: красота, мягкость, звонкость, легкость, напевность, ровность, пение без форсирования звука;
  • свободное, непринужденное пение, лишенное напряжения, в то же время активное,  соблюдением певческой установки;
  • спокойное дыхание, мягкий, вдох и ровный выдох;
  • устойчивое положение гортани;
  • хорошая дикция;
  • музыкальная выразительность пения;
  • эмоционально-эстетическая атмосфера на протяжении всего занятия;
  • пение в диапазоне, соответствующем индивидуальным возможностям ребенка;
  • отбор музыкального репертуара с учетом возрастных возможностей.

Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности, активности, но без малейшего намека на форсирование. Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. Напевности помогает пение мелодий без слов, без крика и напряжения, протяжное пропевание долгих звуков.

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, необходимо показать и разъяснить, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам.

Для правильного дыхания важна певческая установка – посадка прямая, не поднимая плеч. Благодаря правильному дыханию возникают чистота интонирования, напевность, легкость пения. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.

Певческая дикция – умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов.

Для выработки правильной дикции я применяю следующие приемы: выразительное произношение текста, разъяснение непонятных слов, оборотов, проговаривание текста в разных диапазонах, с различной силой звука, с замедлением и ускорением, сопровождая проговаривание с хлопками, притопами, пение по «цепочке». Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков, развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен. Артикуляционные упражнения могут быть как беззвучные, так и с участием голоса.

Чистота интонирования – умение интонационно точно воспроизводить мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию возможно только при правильном дыхании, звукообразовании, правильной дикции. Чтобы получить чистоту интонирования, необходимо слуховое внимание детей. Ребенок должен различать звуки по высоте, определять направление мелодии (вверх, вниз), петь негромко, слушая себя и других. Причиной неправильного интонирования может быть «неудобная» тональность. В этом случае необходимо транспонирование мелодии в нужную тональность.

ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКИХ

НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Формировать вокальные навыки:
  • чистота интонирования (развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль, точно интонировать мелодию);
  • певческое дыхание (учить детей не «разрывать» слова);
  • певческая дикция (добиваться подвижности нижней челюсти, активной артикуляции, произносить отчетливо слова);
  • стройное, слитное пение (самостоятельно начинать и заканчивать песню, реагировать на изменение темпа, динамики);
  • звукообразование (петь выразительно, естественным, звонким голосом).
  1. Развивать музыкальные способности ребенка:
  • звуковысотный слух;
  • тембровый слух;
  • чувство ритма.
  1. Развивать эмоционально – положительное отношение к песенному исполнительству.
  2. Способствовать развитию у детей умений применять певческие навыки в различных видах музыкальной деятельности (детское исполнительство, детское музыкальное творчество).
  3. Способствовать применению вокального опыта в собственной деятельности детей (совместной со сверстниками, самостоятельной).

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа музыкального руководителя с семьей строится на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Родители должны иметь возможность придти в детский сад и получить интересующую информацию о своем ребенке, а мы, педагоги, в свою очередь, должны оказать им необходимую помощь или консультацию. В общении с родителями необходимо установить доверительные отношения, обращать внимание на изменения в развитии дошкольников. У родителей появляются четко сформировавшиеся образовательные запросы. Для их удовлетворения музыкальный руководитель использует разные формы: общие, групповые, индивидуальные, открытые занятия, консультации, беседы. Нужно стремиться к тому, чтобы сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Совместная подготовка и проведение праздников Осени, Новый год, день мам, пап, детские дни рождения, изготовление костюмов, атрибутов, проведение досугов, организация видеосъемок – все это способствует развитию доверительных отношений между родителями и детьми. Музыкальный руководитель координирует детей и взрослых, помогает каждому найти себе место и занятие в общем процессе.

Благодаря такому взаимодействию родители обогащают  свои знания и представления о том, как можно осуществить музыкально – эстетическое развитие своего ребенка в домашних условиях.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, необходимо с уважением и пониманием относиться друг к другу, уважать личность ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, привязанности и антипатии. Проникнуться чувством уважения к деятельности ребенка, поддерживать его самостоятельность, что способствует развитию у него уверенности в своих силах.

ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

  1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – инициативы и творчества в музыкальной деятельности.
  2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, развитию у детей безопасного поведения дома, на улице (охрана голоса). Включать родителей в совместную с музыкальным руководителем деятельность по развитию музыкальных способностей детей.
  1. Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства: музыке, театральному, изобразительному искусству.

ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

1. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащения его кругозора.

2. Помочь родителям создать условия для развития организованности дошкольника, умений взаимодействия со взрослым.

3. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.

Формы работы с родителями.

Открытые музыкальные занятия.

Родители имеют возможность окунуться в творческую рабочую обстановку на музыкальном занятии. Они могут принять активное участие в процессе обучения и певческим навыкам, разучить вместе с детьми отдельные артикуляционные упражнения, и окунуться в неповторимую атмосферу классической, народной музыки, и приобрести навыки игры на музыкальных инструментах. Все приобретенные навыки родители могут развить и закрепить со своими детьми вне сада. Общее дело, несомненно, сближает ребенка и родителей.

Консультации, буклеты в родительский уголок.

Помощь в воспитании и организации музыкального развития ребенка в домашних условиях. На все интересующие вопросы родителей мы должны найти ответы, помочь разобраться в сложном деле музыкального воспитания, возможно, подобрать соответствующую литературу, пособия, порекомендовать, какие аудио и видео кассеты, диски нужно приобрести, какие музыкальные инструменты купить или сделать совместно со своими детьми.

Примерные темы: «Пойте вместе с нами», «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», «Развитие песенного творчества у детей». 

Родительские собрания.

Обсуждение вопросов, связанных с предстоящими праздниками, распределение обязанностей по приготовлению атрибутов, костюмов. Рекомендации по разучиванию сольных номеров.

Совместные праздники и развлечения.

Присутствие родителей на таких мероприятиях не проходит бесследно. Принимая непосредственное участие в праздниках, родители сами незаметно обучаются, учатся общаться с детьми. Мы устраиваем совместные с детьми гостиные, посиделки, на которых отдельные роли поручаем взрослым. Совместные вокальные номера особенно любимы детьми. Взрослые с удовольствием исполняют песни на утренниках. Особенно яркими бывают выступления родителей на праздниках, посвящённых выпуску детей в школу. Они самостоятельно готовят различной формы поздравления для детей и сотрудников детского сада, в том числе и музыкальные.   Примерные темы: «Пойте вместе с нами», «Вечер талантов», «Лейся, песня» и т.д.

Домашнее задание.

Родители вместе с детьми и музыкальным руководителем разучивают певческие упражнения, упражнения на развитие дикции и артикуляции, на развитие певческого дыхания, на развитие правильного звукообразования.

Выполняя их дома вместе со взрослыми, дети не только закрепляют навыки,  полученные на занятиях, но и вызывает у родителей интерес к жизни ребенка в детском саду. Примерная тема: «Играя, обучаемся петь вместе».

Организация целевых экскурсий.

Совместное посещение детских музыкальных театров, концертов, выступлений детских коллективов

Формы  работы с воспитателями.

 Относясь к проблеме вокального воспитания дошкольников очень серьёзно и понимая, что работа в этом направлении только на музыкальных занятиях не может обеспечить достаточно скорого и прочного закрепления певческих навыков у детей, ввёла в повседневную практику с дошкольниками такую форму работы, как «вокальная минутка». В этом большую помощь оказывают воспитатели групп. Дети поют спонтанно в игре, в самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах. Главное, поддержать в детях желание петь. Интегрированная связь пения с различными видами повседневной деятельности дошкольников и разнообразными видами искусств ярко отражена в комплексных занятиях, в разнообразных формах проведения праздников, досугов и вечеров отдыха.

Используются открытые просмотры («Путешествие в волшебный зимний лес», «Веселые посиделки» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», беседы, круглые столы, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы по теме «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, можно говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

 

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей и сформированности певческих навыков за 3 года показала следующие результаты:

Учебный год

Группа

Начало года

Конец года

Н

С

В

Н

С

В

2016-2017

Старшая

5%

75%

20%

0%

55%

45%

Подготовительная

0%

72%

28%

0%

44%

56%

2017-2018

Старшая

0%

85%

15%

0%

40%

60%

Подготовительная

0%

50%

50%

0%

33%

67%

2018-2019

Старшая

35%

65%

0%

12%

70%

18%

Подготовительная

0%

40%

60%

0%

25%

75%

 Сочетание музыки и слова помогает детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах, посвященных Дню дошкольного работника, праздниках, развлечениях и т. д.

 У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни. 

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

Моя работа не завершена. Разрабатывается целостная система по воспитанию певческих навыков у младших дошкольников. Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной деятельности. В детском саду она строится до конца пребывания детей в дошкольном учреждении.

По ходу обучения дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания текста песен  знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.

Моя гипотеза подтвердилась.  Используя современные методики ведущих специалистов и свой практический опыт, я  правильно спланировала и организовала работу по постановке голоса и слуха детей дошкольного возраста.

С поставленными задачами я успешно справляюсь. Мои воспитанники открывают для себя возможности своего певческого аппарата, что вызывает у них чувство удовольствия и собственной значимости своего голоса. Родители же, наблюдая за развитием детских голосов, пришли к выводу, что их дети стали более музыкально образованнее, духовно богаче; увидели, как расширился певческий диапазон голосовых возможностей их ребенка; отметили уменьшение заболеваемости верхних дыхательных путей детей.

Безусловно, результаты моей работы укрепляют интересы родителей и развивают музыкальные, творческие способности детей.

Моя работа является частью всего музыкального воспитания детей в ДОУ, но она самая главная. Через постановку голоса и слуха дети овладевают и другими видами музыкальной деятельности (слушание, движение).

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт. 

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования  и всеми теми, кто занимается проблемой качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте.

 

Список использованной литературы:

  1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
  2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
  3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
  4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
  5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
  6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
  7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
  8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
  10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
  11. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / сост. И. Трифонова. – СПб. : 2000. – 28 с.
  12. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2000. - 190 с.
  13. 13. Бекина, С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет /
  14. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1983. –Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду /
  15. М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М. : Мозаика Синтез, 2005. – Вып.3.- 208 с.
  16. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» /
  17. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, 1976. - 270 с.
  18. Н.А. Ветлугина, Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
  19. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности
  20. «Дошкольная педагогика и психология» / Н.А.Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
  21. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /
  22. Гогоберидзе, А.Г. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие /
  23. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / сост. И. Трифонова. – СПб. : 2000. – 28 с.
  24. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2000. - 190 с.
  25. Метлов, Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Н.А.Метлов. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
  26. Орлова, С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / С.И.Орлова, С.И. Бекина. – М. : Просвещение, 1988. - 143 с.
  27. В.В Федонюк,. Детский голос. Задачи и методы работы с ним /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...